Краткая история индульгенции. Значение слова индульгенция Кто впервые осудил торговлю индульгенциями

Словарь Ушакова

Индульгенция

индульге нция , индульгенции, жен. (лат. indulgentia - прощение) (ист. , церк. ). В католической церкви - папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим.

Политическая наука: Словарь-справочник

Индульгенция

(от лат. indulgentia милость)

в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12-13 вв.) явилась средством обогащения духовенства.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Индульгенция

(лат. indulgentia - милость, прощение) - в католич. церкви полное или частичное отпущение грехов, которое оформлялось в виде

Католическая Энциклопедия

Индульгенция

(лат. Indulgentia от лат. indulgeo, «терпеть, позволять») - в католической церкви освобождение от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи. Вопреки распространённому заблуждению, индульгенция не имеет никакого отношения к отпущению грехов, которое дается только в таинстве исповеди.

Согласно катехизису Католической Церкви, индульгенция - это «отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими.»

Согласно учению Католической церкви, последствия греха - двояки. Во-первых, смертный грех лишает человека доступа к вечной жизни, т. н. «вечное наказание», освобождение от которого можно получить, исповедав грех. Во-вторых, любой грех ухудшает духовное состояние человека, усугубляя его предрасположенность ко злу, что приводит к духовным тяготам, которые понимаются под «временным наказанием». Индульгенция помогает справиться именно с ним, путем побуждения человека к совершению молитв, дел милосердия и.т.д.

Индульгенция может быть частичной или полной (в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи) и применяться к живым или к умершим.

Полная индульгенция дается при обязательном соблюдении следующих условий:

* Исповедь.

* Причащение.

* Молитвы в интенции Папы.

* Совершение определенных действий, с которыми Церковь связывает получение индульгенции (молитвы, служение милосердия, свидетельство веры).

Индульгенция давалась первоначально при наличии раскаяния, проявляющегося в добрых делах (пост, милостыня, паломничество). Позже выработалось учение, что заслуги Христа, Богоматери, святых и мучеников образовали в распоряжении Церкви неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел», дающих Церкви право на предоставление индульгенций.

Богословское обоснование индульгенции впервые было разработано в сочинениях Гуго Сен-Шерского (1200-1263). Эта концепция была признана Церковью в 1343 г. папой Климентом VI.

В эпоху Возрождения практика предоставления индульгенций нередко приводила к значительным злоупотреблениям (раздача за денежные пожертвования и др.). Злоупотребления индульгенциями ставленника майнцского архиепископа монаха Тецеля послужили поводом для протеста Лютера и для начала реформационного движения.

В 1567 г. папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчеты.

Современный порядок предоставления индульгенций регламентируется документом «Руководство по индульгенциям», выпущенном в 1968 г. и дополненном в 1999 г.

Индульгенции за пределами Католической Церкви

На Востоке в ряде мест вплоть до XX столетия существовала практика выдачи (и продажи) свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια); в начале XVIII в. Досифей Нотара, греко-православный Патриарх Иерусалима, писал о ней как о древней, всем известной практике. Согласно Христосу Яннарасу, отпущение, «подававшееся» этими грамотами, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии. Согласно Константинопольскому Собору 1727, правом выдачи таких свидетельств обладали четыре Патриарха (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский). Уже в апреле 1806 Никодим Святогорец в письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, просит его взять в патриархии «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха», тоже по имени Никодим, и прислать ему, обещая, что вышлет деньги, необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить.

Литература

* Катехизис католической церкви. Ст. 1471

* Католическая энциклопедия. Издательство францисканцев. М, 2002.

* А.Д. Щеглов. Индульгенция // Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 187-189

Энциклопедический словарь

Индульгенция

(от лат. indulgentia - милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12-13 вв.) явилась средством обогащения духовенства.

Словарь Ожегова

ИНДУЛЬГЕ НЦИЯ, и, ж. У католиков: отпущение грехов, а также грамота о таком отпущении, выдаваемая за особую плату церковью от имени папы римского. Выдать, дать индульгенцию комун. (также перен.: дать разрешение на какиен. действия, поступки; книжн.). Получить индульгенцию (также перен.: получить разрешение на какиен. действия, поступки; книжн.).

Словарь Ефремовой

Индульгенция

ж.
Грамота об отпущении грехов, выдаваемая католической церковью от имени папы
римского за деньги или за какие-л. заслуги перед церковью.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Индульгенция

Ближайшим образом означает разрешение от наложенной церковью епитимьи. Первоначально церковные наказания состояли в публичном, по большей части годичном покаянии, посредством которого согрешивший и исключенный из общины должен был доказать искренность и твердость раскаяния. Уже на Никейском соборе (325) епископы получили право сокращать время, назначенное для покаяния, тем отлученным, которых чистосердечное раскаяние было доказано. Доказательством раскаяния могли служить добрые дела, пост, молитва, милостыня, путешествия к св. местам и т. д., совершенные добровольно или возложенные раньше за маловажные проступки, открытые в тайной исповеди священнику. Этим "добрым делам" приписывалось очень большое значение, в ущерб учению о божьей благодати. Оставалось сделать один шаг, чтобы признать "добрые дела" удовлетворением за совершенный грех; это и случилось в западной церкви под влиянием германских правовых понятий. По языческо-германским понятиям можно было причиненное кому-либо зло, даже убийство, искупить возмездием (Busse), т. е. добровольным деянием, которое было бы эквивалентно достоинству потерпевшего или важности преступления. Пострадавшая сторона получала таким образом удовлетворение и отказывалась от принадлежащего ей права мести. Этот гражданский правовой обычай, перенесенный на религиозные отношения, вызвал представление об удовлетворении Бога, как пострадавшей стороны. Древнегерманские законодательства, оставаясь верными своему гражданско-правовому характеру, дозволяли не только перенесение наказания на другое лицо, но даже замену его денежной вирой (Wergeld) по определенному тарифу. Церковь, сама страдавшая внешним формализмом и не способная изменить грубое народное воззрение, нашла в нем опору для того, чтобы добиться по крайней мере внешнего признания своей дисциплинарной власти. Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний наглядно показывали необходимость их смягчения посредством какой-нибудь замены. В конце VII в. из Англии пошли в обращение так называемые исповедные книги, которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди. Они заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний; напр. поста - пением псалмов или милостыней, а также денежным пожертвованием в пользу церкви и клириков. Появилась и замена лиц при покаянии; богатый мог семилетний срок покаяния окончить в три дня, наняв соответствующее число людей, которые бы за него постились. Против такого нововведения поднялся крик негодования во всей западной церкви: взгляд, что прощение грехов можно купить за деньги, казался еще в IX в. настолько богохульным, что многие провинциальные соборы предписывали сжечь исповедные книги. Но усиливающийся церковный формализм и позже все возраставшее корыстолюбие духовенства обратили злоупотребление в господствующий обычай. Пожертвования церквам и монастырям ради искупления грехов стали обычным явлением. Епископские и папские грамоты щедро наделяли привилегиями церкви, которые всякого жертвовавшего на их учреждение или поддержку освобождали от третьей или четвертой части наказания, иногда даже давали полное очищение от всех грехов.

В XI в., при папе Александре II, впервые появляется название indulgentia. Чтобы поощрить участие в крестовых походах, на Клермонском соборе (1095-1096) было объявлено крестоносцам и лицам, поддерживавшим крестовый поход денежной помощью, полное или частичное прощение канонического и даже божьего наказания, как для них лично, так и для их близких родственников, живых и умерших. Такой способ поощрения пережил крестовые походы. Явилась привычка легкого отношения к прощению грехов: его стали давать, напр., за посещение известной церкви в известные дни, за слушание проповеди; дошло даже до того, что за известное благочестивое дело можно было получить прощение будущих грехов и помилование для грешников, страдающих в чистилище. Частью вопиющие злоупотребления в распоряжении индульгенциями, частью иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве отпущения грехов, и полное прощение (indulgentiae plenariae) перешло мало-помалу в руки одного папы. Но зато тем беззастенчивее практиковал сам Рим такой способ отпущения грехов, так что мало-помалу он обратился в налог на христиан; так, напр., на Нюрнбергском сейме (1466) было предложено отпущение грехов, чтобы добыть денег для войны с турками. Схоластическая философия поспешила теоретически обосновать право церкви на И. Утверждали, что огромные заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел (opera superrogationis), которая предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным. Климент VI в половине XIV стол. утвердил это учение, причем признал апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища. Таким путем злоупотребление получило еще более широкое распространение. Бесстыдство, с которым Лев Х в 1514 и 1516 гг. под предлогом ведения войны с турками, на самом же деле для постройки храма св. Петра в Риме и для покрытия издержек своего двора, отдал на откуп И. и наложил контрибуцию почти на всю Европу, было одним из главных поводов к германской и швейцарской Реформации. В споре Лютера против торговли И., производившейся преимущественно доминиканцами, схоластическая теория подверглась всестороннему обсуждению. Знаменитые тезисы, прибитые Лютером 31 октября 1517 г. к дверям дворцовой церкви в Виттенберге, были направлены не против И., а против злоупотребления ими, т. е. против того, что Лютер считал тогда только злоупотреблением. Папские И., утверждал он, не могут простить грехи или избавить от божьей кары, но могут только освободить от церковного наказания, наложенного по каноническому праву, и то только относительно живых, так как И. не в состоянии освободить от чистилища. Еще далее пошел Лютер в изданной вскоре "Речи об отпущении и благодати", где отвергал схоластическое учение о сатисфакции как третьей части таинства покаяния или о необходимости искупления грехов "добрыми делами", чем подрывал теоретическое основание И. Доминиканцы Конрад Вимпина и Сильвестр Приериас постарались, напротив, дать теоретическое оправдание практическому пользованию И. По существу, их учение то же самое, которое было выработано Александром Галесом († 1245) и Фомой Аквинским († 1274). Учение это, отвергнутое Реформацией, было утверждено буллой папы Льва Х (9 ноября 1518 г.) и сохранено без изменений Тридентским собором. По его постановлениям таинство покаяния должно состоять из трех частей: раскаяния, исповеди и удовлетворения (contritio co r dis, confessio oris, satisfactio operis). На исповеди разрешением священника прощается грех и дается избавление от вечных мук ада; но для освобождения от временного наказания согрешивший должен дать удовлетворение, которое определяется церковью. Под именем временных наказаний разумеется не только церковное покаяние, наложенное по каноническому праву, но также и божья кара, частью на земле, частью в чистилище, для тех душ, которые, будучи спасены от ада, подлежат после смерти очищению. Власть церкви прощать церковные и божьи наказания основана на неисчислимых заслугах Христа и святых и собравшейся таким путем сокровищнице добрых дел, которой располагает церковь. Из этой сокровищницы через посредство И. церковь может раздавать блага тем, кто в них нуждается. Но прощение простирается каждый раз на столько, на сколько его отпускает И.; согрешивший получает его не безвозмездно, потому что это было бы противно божьей справедливости; от него требуется какой-нибудь благочестивый подвиг, который церковь могла бы считать эквивалентным прощению, хотя бы он сам по себе был очень ничтожен. Так как характер и размер подвига не принимается в расчет, то наряду с участием в братствах, путешествиями к святым местам, посещением церквей, поклонением мощам и т. п. могут стоять денежные пожертвования на благочестивые дела. Внесение небольшой суммы доказывает, по меньшей мере, что согрешивший с верой идет навстречу благодатному действию церкви. Если при этом отпущение дается под условием участия в благочестивом предприятии, то жертвователь по размеру своего дара участвует в заслуге доброго деяния и в награде за него, заслуга же эта при помощи И. может устранить на земле возложенное наказание. Церковь имеет также власть освобождать от наказания в чистилище, если живущие на земле получают И. для умершего. На том же основании, по которому заупокойные обедни считаются действительными для уменьшения мучения христиан в чистилище, должны иметь силу и И.; хотя умерший не может сам простирать "просящую руку", ее заменяют заслуги святых, находящиеся в распоряжении церкви, и добрые дела оставшихся на земле. И., которые церковь дает живым в силу принадлежащей ей власти (per modum absolutionis), находящимся в чистилище могут быть даны только как могучее ходатайство (per modum suffragii), что не составляет разницы в результате, так как церковь никогда не просит понапрасну. В новейшее время возник спор о том, действительны ли папские И. только для церковных наказаний или их влияние простирается и на чистилище; последнее воззрение, которое поддерживается традицией и естественно вытекает из общего смысла учения об И., одержало верх и было подтверждено папой Пием VI. Вопрос об И. рассматривается со строго-католической точки зрения в сочинении Gr ö ne "Der Ablass" (Регенсб., 1863).

И. восточных патриархов, известные под именем разрешительных грамот, были распространены в Малороссии и на Руси XVII в. Они продавались за деньги и, по словам Крижанича, "разрешали от всех грехов, не поминая ни слова об исповеди или покаянии". Вост. патриархи привозили их с собой, а иногда печатали в Москве. Так, в 1655 г. патриарху Гавриилу отпечатано было 1000 грамот, в 1668 г. патриарху Макарию - 2000. Ср. Н. Лихачев, "О разрешительных грамотах вост. патриархов" (М., 1893).

Словари русского языка

К 1520 году церковь, казалось, была близка к краху в глазах многих наблюдателей. Злоупотребления почти не скрывались; богатый банкир и торговец Лоренцо де Медичи возвел одного из своих младших сыновей, Джованни, в сан кардинала в возрасте 17 лет, а затем и папы в возрасте 38 лет. Джованни (папа Лев X) пустил сокровища Ватикана на оплату работ Рафаэля и Микеланджело и на окончание строительства собора Святого Петра в Риме. Как и другие папы, Лев пополнял доходы за счет дани, которую платили ему новые епископы и архиепископы (обычно в размере годового дохода). Папа Лев назначил Альберта Бранденбургского архиепископом Майнца (высший церковный пост в германских государствах), требуя от Альберта заплатить свой годовой доход, полученный от продажи индульгенций (объявления священником искупления грехов).

Индульгенция - объявление священником искупления грехов. Индульгенция уменьшала грешникам наказание, которое они могли получить на земле, и как бы очищала их грехи, но не меняла наказания для тех, кто проклят навечно. Практика продажи индульгенций развилась наряду с практикой исповеди и искупления в Римско-католической церкви в качестве заверения кающихся грешников в Божьей милости и прощении.

Тема индульгенций стала вопросом, вокруг которого и развернулась протестантская реформация.

Продажа индульгенций вызвала гнев многих христиан в Средние века, равно как и остальная политика Римско-католической церкви. Ранний реформатор Джон Уайклиф (1324 - 1384) предвосхитил многие идеи Мартина Лютера и Жана Кальвина, возникшие 200 лет спустя, и учил, что все христиане являются священниками, и нет нужды в посредниках между ними и Богом. Он верил в доктрину предопределения - Бог выбирает тех, кто спасется. Индульгенции, хотя они часто и сопровождались действительным раскаянием и искуплением, обычно просто покупались грешниками, ищущими путь для очищения своей совести и восстановления своих привилегий в обществе.

На латыни три догмата протестантизма выражались словами sola fide, sola gratia, sola scriptura. Они переводятся как только верой, только милостью, только Писанием, и протестанты ссылаются на них как Solas Реформации.

Пойдя дальше, Уайклиф отрицал причастие, святых, реликвии и паломничества как необходимые для спасения. Его поддержали другие проповедники и священники: Ян Гус в Богемии, Джон Пуппер в Нидерландах, Иоганн Везель в Майнце, Джироламо Савонарола во Флоренции - все они стремились к большей чистоте в Римско-католической церкви и в обществе в целом. Уайклиф, Гус и Эразм сделали новые переводы Библии и других древних текстов, подчеркивая важность первоисточников в христианской вере, для того чтобы приходские священники и даже обычные люди имели возможность прочитать их самостоятельно. И вот здесь в нашем повествовании появляется Мартин Лютер.

Лютер был монахом с докторской степенью, который начал сомневаться, что его молитвы, посты, исповеди и искупления освободят от вечных наказаний, которые ожидают грешника в будущем. В 1519 году Лютер вызвал на спор по поводу использования индульгенций своих коллег-богословов в немецком городе Виттенберге. В этих и последующих дебатах, равно как и в широко известных трудах Лютера, появились три постулата, ставшие центральными принципами протестантизма:

1. Христиане получают оправдание от Бога - или духовное очищение - через веру, но не через такие церковные ритуалы, как исповедь, искупление и индульгенции.

2. Христиане спасаются от греха и смерти Божьей милостью, но не через свои собственные добрые деяния или выдающиеся личные качества.

3. Христианская вера базируется на Библии, а не на папских эдиктах и церковной традиции.

Таобао — самый большой Китайский аукцион. Прежде чем совершить покупку, почитайте про таобао отзывы . Они в большинстве своём будут положительны.

Индульгенции как возможность избежать "мести" Бога, индульгенции как способ "заплатить за грехи", индульгенции как смягчение жестоких церковных наказаний, ужасные злоупотребления индульгенциями как начало периода реформации, индульгенции как стимул участия в крестовых походах, индульгенции как политическое оружие папы.

Индульгенция 1517 год

Согласно католическому учению, средством избавления от вечных мук в чистилище, является индульгенция , что в переводе с латыни означает «послабление», «милость», «снисхождение». Согласно современному католическому катехизису «Индульгенция - это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которую уже заглажена в Таинстве исповеди. Отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая, как распорядительница плодов искупления, раздает удовлетворение из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими» . Индульгенция ближайшим образом означает разрешение от наложенной церковью епитимии. Корни такого церковного обычая лежат в гражданском римском праве.

Первоначально раскаяние было публичным и его нужно было доказывать «добрыми делами»

Первоначально церковные наказания состояли в публичном, по большей части годичном покаянии, посредством которого согрешивший и исключенный из общины должен был доказать искренность и твердость раскаяния. «Уже на Никейском Соборе ( г.) епископы получили право сокращать время, назначенное для покаяния, тем отлученным, которых чистосердечное раскаяние было доказано» .

Доказательством раскаяния могли служить добрые дела, пост, молитва, милостыня, путешествия к св. местам и т. д., совершенные добровольно или возложенные раньше за маловажные проступки, открытые в тайной исповеди священнику. Этим «добрым делам» приписывалось очень большое значение, в ущерб учению о божией благодати.

По языческо-германским понятиям нужно было «удовлетворить» пострадавшую сторону и тем самым избежать мести

Оставалось сделать один шаг, чтобы признать «добрые дела» удовлетворением за совершенный грех; это и случилось в западной церкви, под влиянием германских правовых понятий. По языческо-германским понятиям можно было «причиненное кому-либо зло, даже убийство, искупить возмездием» , т.е. добровольным деянием, которое было бы эквивалентно достоинству потерпевшего или важности преступления. Пострадавшая сторона получала, таким образом, удовлетворение и отказывалась от принадлежащего ей права мести.

Это подход стали использовать и в отношении Бога

Этот гражданский правовой обычай, перенесенный на религиозные отношения, вызвал представление об удовлетворении Бога, как пострадавшей стороны. «Древнегерманские законодательства, оставаясь верными своему гражданско-правовому характеру, дозволяли не только перенесение наказания на другое лицо, но даже замену его денежною вирою» , по определенному тарифу.

Церковь, сама страдавшая внешним формализмом и неспособная изменять грубое народное воззрение, нашла в нем опору для того, чтобы добиться, по крайней мере, внешнего признания своей дисциплинарной власти.

Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний требовала их смягчения посредством какой-нибудь замены

Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний наглядно показывали необходимость их смягчения посредством какой-нибудь замены. «В конце VII в. из Англии пошли в обращение так называемые исповедные книги, которые рекомендовались священникам, как руководство при исповеди. Они заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний; например, поста - пением псалмов или милостынею, а также денежным пожертвованием в пользу церкви и клириков» . Появилась и замена лиц при покаянии; богатый мог семилетний срок покаяния окончить в три дня, наняв соответствующее число людей, которые бы за него постились.

Взгляд, что прощение грехов можно купить за деньги, еще в в. казался богохульным

Против такого нововведения поднялся крик негодования во всей западной церкви: взгляд, что «прощение грехов можно купить за деньги, казался еще в в. настолько богохульным, что многие провинциальные соборы предписывали сжечь исповедные книги» .

Но усиливающийся церковный формализм и позже все возраставшее корыстолюбие духовенства обратили злоупотребление в господствующий обычай

Пожертвования церквам и монастырям, ради искупления грехов, стали обычным явлением. Епископские и папские грамоты щедро наделяли привилегиями церкви, которые всякого жертвовавшего на их учреждение или поддержку освобождали от третьей или четвертой части наказания, иногда даже давали полное очищение от всех грехов.

Сатана продает индульгенции. Иллюстрация Йенского кодекса. Чехия. XV век.

Со временем право отпущения грехов и полное прощение перешло в руки одного папы

Частью вопиющие злоупотребления в распоряжении индульгенциями, частью иерархические интересы побудили папу Иннокентия III () ограничить епископов в праве отпущения грехов, и полное прощение перешло, мало по малу, в руки одного папы. Но за то тем беззастенчивее практиковал сам Рим такой способ отпущения грехов, так что мало по малу он обратился в налог на христиан; так, напр., на Нюрнбергском сейме ( г.) было предложено отпущение грехов, чтобы добыть денег для войны с турками.

Схоластическая философия поспешила теоретически обосновать право церкви на индульгенции

Утверждали, что огромные заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел, которая предоставлена в распоряжение Церкви, для раздачи из ее благодати достойным. Климент VI , в половине XIV века утвердил это учение, причем признал апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища .

Ужасные злоупотребления в этом деле стали одним из главных поводов к германской и швейцарской реформации

Таким путем злоупотребление получило еще более широкое распространение. Бесстыдство, с которым Лев Х в и гг., под предлогом войны с турками, на самом же деле для постройки храма святого Петра в Риме и покрытия издержек своего двора, отдал на откуп индульгенции и наложил контрибуцию почти на всю Европу, было одним из главных поводов к германской и швейцарской реформации.

Знаменитые тезисы, прибитые Лютером в г. к дверям дворцовой церкви были направлены только против злоупотребления индулигенциями

В споре Лютера против торговли индульгенциями, производившейся преимущественно доминиканцами, схоластическая теория подверглась всестороннему обсуждению. Знаменитые тезисы, прибитые Лютером 31 октября г. к дверям дворцовой церкви в Виттенберге, были направлены не против индульгенции, а против злоупотребления ими, т.е. против того, что Лютер считал тогда только злоупотреблением.

Сертификат о прохождении исповеди. 1521 год

Индульгенции за крестовые походы

Обнаружившиеся индульгенции в собственном смысле, даровавшиеся верным, начавшись в XIвеке еще только понемногу, «становились более обычными в XIIвеке и позднее» . Иногда было сложно определить в каждом отдельном случае, имеем ли мы дело уже с истинной и прямой индульгенцией, или с одной из форм смягчения епитимьи, поскольку продолжала существовать практика пенитенциалов, к тому же, примерно в это время распространилась традиция монашеской аскезы в виде самобичевания.

Бичевание, как средство покаяния и аскетическое упражнение

Первое, по свидетельству Бурхардасвоим появлением обязано Беде Достопочтенному (735 г.), состояло в том, что «кающийся неистово бил себя в грудь, падал на землю, стоял подолгу на коленях с распростертыми руками» . Касательно второго можно заметить, что бичевание, как средство покаяния и аскетическое упражнение получило особое развитие у итальянских отшельников X–XI веков; считается, что первым совершителем такой практики был «Святой Парадульф, живший во франкском королевстве около 737 года» . Святой Католической Церкви Доминик Закованный (1060 г.), по свидетельству Петра Дамиани (1072 г.), приводимому одним исследователем, учил, что «три тысячи ударов, при пении десяти псалмов соответствуют годовой канонической епитимьи; столетнюю же епитимью можно заменить пятнадцатью тысячами ударов при пении всей псалтири» . Относительно покаянной дисциплины латинских пенитенциариев необходимо сказать, что в них допускаются замены и выкупы, но, как говорит католический ученый Шмитц, выкупы - «специальная принадлежность англо-саксонских и германских поместных Церквей; в пенитенциалах же римской... Церкви находятся инструкции, которые предписывают священникам обращать тщательное внимание на личные качества кающегося и налагать соответствующие наказания, но в них нет и следа подробного изложения общих правил выкупа, напротив, в римских пенитенциалах даже постоянно повторяется определение, что тот, кто чужие грехи возьмет на себя или будет за плату поститься вместо другого, тот должен быть исключаем из церковного общения и недостоин называться христианином» .

Кроме принятия участия в Крестовых походах, ндульгенции даровались и за участие в борьбе Церкви против еретиков

Так папа Иннокентий IIIв 1209 г. объявил «полную индульгенцию тем, кто примет участие в крестовом походе против альбигойцев» .

Но все, же более частым употреблением пользовались индульгенции по поводу освящения храмов

Дарование означенных индульгенций доходило до злоупотребления настолько, что по этому поводу на «величайшем соборе средневековья» , созванном за год до смерти Иннокентия IIIв Латеране, было издано следующее постановление: - «Поскольку через дарование излишних индульгенций, которые не стыдятся расточать церковные прелаты, презирается власть ключей Церкви и ослабляется покаянное рвение, мы постановляем, чтобы при освящении храмов время полученной индульгенции не превышало сорока дней. Также мы предписываем, чтобы число дней, даруемых индульгенций регулировать постановлениями об индульгенциях, издавая которые каждый раз для каждого конкретного случая, сообразовываться с обычаем, соблюдаемым в этом деле, имеющим полноту власти Римским Понтификом»

ВОПРОС: часто говорят, что в Католической Церкви прощение грехов можно купить за деньги, имея в виду или отпущение. Вопрос заключается в том, что люди просто не знают, что же такое на самом деле?

ОТВЕТ: сразу отметим, что прощение грехов не купишь ни за какие деньги. Чтобы его получить, надо приступить к Таинству Покаяния - . Это единственный путь. Учение об индульгенциях и практика индульгенций в Церкви тесно связаны с последствиями Таинства Покаяния.

Согласно учению Католической Церкви, индульгенция - это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена. Что это значит?

Грех влечет за собой двойное последствие. Тяжкий грех лишает нас общения с Богом и закрывает доступ к вечной жизни; лишение ее называется "вечной карой за грех". Но и любой грех, даже малый, ведет к неупорядоченной привязанности к творениям, от которой необходимо очиститься либо на земле, либо после смерти, в состоянии, называемом Чистилищем. Это очищение освобождает от того, что называется "временной карой" за грех. Обе эти кары не должны пониматься как месть Бога; ибо они вытекают из самой природы греха. Прощение греха и восстановление общения с Богом приводят к отпущению вечной кары за грех. Но остается временная кара. Индульгенция, таким образом, и есть освобождение от временной кары. Индульгенция может быть пожертвована за усопших, находящихся в Чистилище и требующих помощи. Об этом мы поговорим ниже.

В истории Церкви были моменты, когда практика предоставления индульгенций приводила к значительным злоупотреблениям. Во времена Мартина Лютера саксонский монах Тецель раздавал индульгенции за деньги. Это не имеет ничего общего с учением об индульгенции и теми принципами, которые записаны в документах Католической Церкви.

Интересно, что начало индульгенции нужно искать еще в Ветхом Завете. У древних евреев существовали обычаи в определенные периоды, например, в память о сотворении мира, давать в сегодняшнем понимании индульгенцию бедным или рабам - прощать долги, возвращать земли или освобождать рабов, памятуя о милосердии Бога, который вывел израильский народ из Египта.

В Новом Завете Иисус сам уделил первую «индульгенцию» разбойнику, который был распят рядом с Ним. Он сказал: "Будешь со Мною в раю». Христос не только простил разбойнику его грех, но также и наказание за вину, которую разбойник искупил своими страданиями на кресте. Опираясь именно на это событие, христианство сформировало свое понимание Божьего милосердия и справедливости.

В первых христианских общинах люди, совершившие тяжкие грехи, могли вернуться в лоно Церкви лишь через обряд покаяния, а также пройдя через страдания, которыми должны были искупить свою вину. Терпеливо перенося боль и различные испытания, христианин старался принимать как благо эту временную кару за грех. Период покаяния иногда длился несколько лет. Он был связан с постом, ношением специальной одежды и знаков, которые символизировали кару за грех. Таким людям накладывался запрет на выполнение различных общественных и церковных служений. И только после столь длительного покаяния верующие допускались к Причастию.

С течением времени покаяния, которые налагались на грешника, становились более легкими. Например, для получения индульгенции, можно было совершить паломничество в одну из святынь, поститься, молиться или спать на жестком полу. Страдание должно было способствовать большей святости верующего, совершившего грех. Случалось, что индульгенция выдавалась за участие в крестовых походах, паломничество в Рим или посещение Папских базилик.

Верующий мог пожертвовать индульгенцию не только за себя, но и за людей находящихся в Чистилище. Интересно, что в течение длительного времени Чистилище воспринималось очень обыденно. Страдания в нем измерялись днями и годами. За один грех надо было страдать 100 дней, за другой 40, а за некоторые грехи всю жизнь. Получая индульгенцию, верующие якобы сокращали этот срок. Однако такое понимание было неверным. В связи с этим в 1967 году Папа Павел VI пересмотрел учение Католической Церкви и ликвидировал индульгенции, очерченные конкретным временем. Он установил только два вида индульгенций, которые существуют и до сегодняшнего дня: частичную и полную.

Для получения индульгенции, необходимо выполнить определенные условия: быть в состоянии благодати - приступить к Таинствам Исповеди и Пресвятой Евхаристии, быть свободным от всякой привязанности к какому-либо греху, помолиться о нуждах Святого Отца молитвами « », «Радуйся, Мария», «Верую в Бога». Кроме того, нужно выполнить определенные практики, предусматривающие частичную или полную индульгенцию. Они обозначены в церковных документах, а также могут устанавливаться местными епископами: это может быть поклонение Святым Дарам, участие в реколлекциях, посещение кладбища в определенное Церковью время, молитва Розария, посещение Церкви в приходское торжество и другие.

Таким образом, индульгенция никак не связана с денежными выплатами, но исключительно с исполнением духовных практик, которые помогают верующему стать более святым, освободить его или его близких от временной кары на земле или в Чистилище.

Загрузка...
Top