Тесты по физике для подготовки к ент. Планирование по физиике «Особенности подготовки к ЕНТ по физике Физика подготовка к ент с чего начать

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ

по подготовке к ЕНТ

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Претендентки на «Алтын Белги»

Тема: Пути вычисления решения сложных задач

Тема

Дата

МЕХАНИКА

Кинематика

1

1.4. Движение тела, брошенного под углом к горизонту

1.7. Движение точки по окружности

2

Решение задач

3

Динамика. Законы Ньютона

4

2.6. Закон всемирного тяготения

5

Решение задач

6

Тестирование.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

Основы молекулярно-кинетической теории

7

4.1. Основные положения молекулярно-кинетической теории и ее опытное подтверждение.

4.2. Масса и размеры молекул.

4.5. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории

8

Решение задач

9

4.6. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Решение задач

10

Решение задач

11

Тестирование.

Электростатика

12

8.2. Закон Кулона

8.3. Электрическое поле

Силовые линии электрического поля

13

Решение задач

14

Тестирование

15

8.6. Работа сил электрического поля

8.7. Потенциал электрического поля

8.9. Диэлектрики в электрическом поле

8.10.Электрическая емкость.

16

Тестирование

Постоянный электрический ток

17

9.3. Закон Ома для участка цепи.

9.4. Последовательное и параллельное соединение проводников в эл. цепи

9.5. Закон Ома для полной цепи

18

Решение задач

19

9.7. Работа и мощность тока

9.8. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца.

20

Решение задач

21

Тестирование

Электромагнитная индукция

22

11.1. Закон электромагнитной индукции

11.4. Работа силы Лоренца.

11.6. Явление самоиндукции

23

Решение задач

24

Электрический ток в различных средах

25

Тестирование. Подготовка к ЕНТ.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ

26

§ 1.1. Электромагнитные колебания в колебательном контуре

§ 1.2. Уравнение свободных электромагнитных колебаний

27

§ 2.2. Активное сопротивление в цепи переменного тока

§ 2.3. Емкостное сопротивление в цепи переменного тока

§ 2.4. Катушка индуктивности в цепи переменного тока

§ 2.7. Мощность в цепи переменного тока

§ 2.8. Генератор переменного тока

Решение задач.

28

Тестирование. Подготовка к ЕНТ.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ И

ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАДИОТЕХНИКИ

29

§ 3.2. Электромагнитные волны

§ 3.3. Излучение электромагнитных волн. Опыты Герца

§ 3.4. Энергия электромагнитных волн

Решение задач. Подготовка к ЕНТ.

30

Тестирование.

ВОЛНОВАЯ ОПТИКА

31

§ 4.3. Интерференция света § 4.4. Дифракция света

§ 4.5. Дифракционная решетка § 4.6. Дисперсия света

§ 4.11. Линзы. Формула тонкой линзы § 4.12. Оптические приборы

Решение задач

32

Тестирование. Подготовка к ЕНТ.

33

§ 8.7. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность

§ 8.8. Деление тяжелых ядер

§ 8.9. Цепные ядерные реакции

§ 8.10. Ядерный реактор. Ядерная энергетика § 9.2. Ядерные силы.

34

Решение задач. Тестирование. Подготовка к ЕНТ

Исполнитель. Радионова Е. Я.

Систематизация подготовки учащихся к ЕНТ по физике .

«Страна, не умеющая развивать знания,

в 21 веке обречена на провал»

Н.А. Назарбаев

При подготовке к ЕНТ у выпускника появляются новые трудности. Главное состоит в том, что при подготовке придется повторить весь материал, изучаемый, начиная с 7 по 11 класс. К ЕНТ надо готовиться и по предмету, и психологически. Это связано еще с тем, что задания ЕНТ сформулированы в непривычной для учащегося форме, и кроме того, большинство школьников должны смириться с тем, что все задачи они не решат в отведенное время. Сконцентрироваться надо на понятных для них задачах, решать их спокойно и до конца. Для того, чтобы учащиеся не растерялись перед заданиями ЕНТ решили правильно больше задач, их нужно готовить не в конце учебного года 11 класса, а намного раньше – начиная с 7-го класса.

В своей работе я акцентирую внимание на следующих этапах.

1. Необходимо знакомить учащихся и родителей с правилами проведения ЕНТ уже в девятом классе.

2.Планомерно совместно с психологом школы проводить психологические тренинги для подготовки учащихся и родителей к сдаче ЕНТ.

3.Организация учебными пособиями.

4. Регулярно организовывать пробные тестирования, проводить их анализ и сообщать родителям результаты пробных тестирований.
5. Привлекать родителей к организации внеурочной деятельности детей для подготовки к сдаче ЕНТ.

7.

Учитель должен быть мастером своего дела, он должен обладать такими качествами, как:

Предмета деятельности: учитель должен свободно и гибко оперировать информацией;

Стремление к самообразованию: необходимо постоянно пополнять собственные знания;

Любовь к детям: учитель никогда не должен плохо думать о своих питомцах, делить на «перспективных» и «трудных»;

Требовательность: дисциплинирует ученика;

Педагогический такт: проявляется в умении создавать основу здоровых взаимоотношений;

Личный пример: ситуации отличатся выдержкой, терпением, доброжелательностью

Начиная с первых уроков физики в 7-ом, я знакомлю учащихся с формой проведения ЕНТ, его целями и задачами, критериями оценки. Рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.

Начиная с 7 класса должны быть справочники, в которых ученики записывают основные формулы, термины, понятия. Работу с тестовыми технологиями я начинаю уже в 7 классе. Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы. В связи с этим учитель должен накопить определенную базу тестовых заданий по всем темам школьного курса. Уже в 3 четверти 7 класса я ввожу тесты на соответствие. Согласно новому гос стандарту домашнее задание должно быть творческим. Ученики должны понимать физические процессы, явления. Уметь связывать их с жизнью. Поэтому на уроках я даю детям творческие задания согласно их возрастным особенностям. Например при изучении в 7 классе средней скорости я предлагаю детям составить самим 2 задачи на расчёт средней путевой скорости, более слабым детям составить 2-3 теста по теме используя материал учебника. В 8 классе при изучении электризации тел: -работа с дополнительным материалом для составления доклада на тему «Молния», - выполнение домашнего экспериментального задания с последующим выводом, -изготовление простейшего электроскопа. На уроках использую такие методы как развитие критического мышления, развитие диалогов и навыков самостоятельной работы. В результате дети более сконцентрированы, быстро и точно излагают ответ, что не маловажно при сдаче ЕНТ.

Часто я применяю на уроках задачи в рисунках, расчётные задачи, монтажные и электрические схемы, учебные кинофильмы, с помощью которых можно будет сделать вывод о необходимости знаний физики. Например, предлагаю просмотреть фрагменты художественного фильма или мультфильм. Фильм подбираю заранее, по соответствующей теме: (“Климат Земли”, “Физика атмосферы”, “Скорость тела”, “Импульс тела”, “Законы сохранения”, “Простые механизмы” и т.д.) Большинство учащихся эти фильмы уже видели, но теперь им нужно увидеть физику, её законы.

2. Методические рекомендации по психологической подготовке учащихся к Единому Национальному Тестированию.
В настоящее время учащихся необходимо готовить психологически к сдаче ЕНТ. Умению сдавать тесты, как ни странно, никто специально учит, вместе с тем, соответствующие психотехнические навыки очень полезны. Они не только повышают эффективность подготовки к тестам, позволяют более успешно вести себя во время теста, но вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т.п. Процедура ЕНТ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое. Обсуждая вопрос о психологическом оснащении процесса сдачи тестов, следует выделить 3 основных этапа:

1. Подготовка к тесту, изучение учебного материала перед тестом;

2. Поведение накануне тестирования;

3. Поведение собственно во время теста.

Рекомендации об эффективных способах подготовки к экзаменам. Как подготовиться психологически

Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Если очень трудно собрать с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала. Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать, если устали глаза? В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения:

Посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево-вправо (15 секунд);

Напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;

Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (0 секунд), нарисуй квадрат, треугольник - сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону. Режим дня Раздели день на три части:

Готовься к экзаменам 8 часов в день;

Занимайся , гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй - часов;

Спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Питание Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

Место для занятий Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Как запомнить большое количество материала Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли - это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

Как развивать мышление 1. Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать. 2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний. 3. Развивать мышление - это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке. 4. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них. 5. Мышление активизируется тогда, когда готовы стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном. 6. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой или явления - необходимое свойство мышления. 7. Чем больше число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок. 8. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления - свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.

Некоторые закономерности запоминания 1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение. 2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. 3 Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу. 4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение. 5. Если работаешь с двумя материалами - большим и поменьше, разумно начинать с большего. 6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности. 1. Чередовать умственный и физический труд. 2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, т.к. усиливается приток крови к клеткам мозга.

3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут, (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль). 4. Минимум телевизионных передач!

5. Привлекать родителей к организации внеурочной деятельности детей для подготовки к сдаче ЕНТ.

Под внеклассной работой понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа по предмету является составной частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой и учителем.

В теории и методике обучения различают два типа внеклассной работы.

К первому типу относится внеклассная работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия после уроков). Данный тип должен носить ярко выраженный индивидуальный характер: занятия с учащимися, пропустившими занятия из-за болезни или другой уважительной причины, занятия с учащимися, перешедшими из другой школы, и.т.д.

Вторым типом внеклассной работы является работа с учащимися, проявляющими к изучению предмета повышенный, по сравнению с другими, интерес и способность. Это и является собственно внеклассной работой в традиционном понимании этого слова.

Внеклассная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.

Хочу отметить следующее:

    в содержание внеклассной работы необходимо включить вопросы, выходящие за рамки школьной программы по физике, но примыкающие к ней.

    в содержание внеклассной работы необходимо включить и вопросы, вошедшие в содержание физического образования в последние десятилетия:

    в старших классах необходимо учитывать профиль, который выбрали учащиеся.

Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах:

Индивидуальная работа - работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по физике, подготовкой рефератов, докладов, сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в олимпиадах.

Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести факультативы, кружки.

Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, научно - практические конференции, недели физики и математики, олимпиады (на первом этапе), конкурсы, соревнования.

Мы с ребятами стараемся принимать активное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

Хотелось разнообразить учебный процесс, убрать скуку и “расшевелить” детей, показать им красоту окружающего мира, расширить их кругозор, обогатить уроки уже их опытом, их наблюдениями. Хотелось, чтобы дети шли на урок с желанием, чтобы физика не казалась им предметом трудным, далеким, поэтому не интересным. Нужно на практике показывать ребятам связь со многими дисциплинами.


6. Ясно и четко организовать работу учащихся по подготовке к ЕНТ в урочное и внеурочное время.

С целью систематизации подготовки к ЕНТ мною был составлен план мероприятий по подготовке к единому национальному тестированию, согласно которого еженедельно проводятся консультационные занятия, происходит повторение и закрепление тем учебного материала, изученного в курсе основной и средней школы, проводятся проверочные работы с целью осуществления контроля степени усвоения пройденных тем.

На дополнительных занятиях (2 раз в неделю) дается теоретический материал по главным темам. На уроках выделяется 10-15 минут для работы по тестам и совместного разбора трудных вопросов (в письменной и устной формах) с использованием интерактивной доски. Для контроля проводится письменное и электронное тестирование. С учащимися проводятся индивидуальные консультации по вопросам, вызывающим затруднения.

7. Создание самообразовательной среды – это создание условий перехода к самостоятельной деятельности, в процессе которой учащийся управляет собой.

У каждого ученика ограничен круг возможностей. Будет неправильно, если во время подготовки не будем учитывать возможности учащегося. В течение всей 4-ой четверти 11 класса я стараюсь прогнать весь пройденный материал, который есть в ЕНТ. Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Имея представление об особенностях памяти учащихся, я выбираю способы передачи материала. Использую методику “непроизвольного запоминания”. Не зазубривая правил с учащимися, сразу приступаю к выполнению упражнений, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.

Таким образом, все перечисленные способы, методы, приемы помогают развитию интереса, достижению стабильных положительных результатов.

Тестовые задания разделить на 3 группы:

А)задания на знание формул.

В)задания на знание определений, понятий.

С)задание на решение задач

Работа по подготовке учащихся к ЕНТ становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают систематический характер.

Анализ выполнения учащимися тестов, показал, что наибольшее число ошибок при выполнении заданий ЕНТ учащиеся допускают по следующим причинам:

    Из-за элементарной невнимательности.

А) Ученики часто не обращают внимание на отрицательные частицы Б) Ученики забывают обратить внимание на соответствие единиц измерения величин в условии задания и вариантах ответов. В) В выборе наиболее полного ответа из нескольких правильных.

2. При выполнении математических операций:

А) Не соблюдение приоритета вычислительных действий, например: 2*2+3=10; Б) Вычисления со степенями, например: 10 3 *10 5 =10 15 В) При действиях с обыкновенными дробями и отрицательными числами; Г) Незнание тригонометрических функций и их свойств, навыков их применения для расчетов. Д) Отсутствие навыков чтения, анализа и нахождение параметров по графикам: какие величины откладываются по осям и в каком масштабе, каковы их единицы измерения, физический смысл угла наклона графика или касательной к графику в данной точке, площадь фигуры под графиком. Е) Слабое владение навыками работы с векторными величинами. Ж) Преобразование формул, решение системы уравнений.

3. Из-за поверхностных знаний сущности протекания физических процессов и явлений, неумения учащимися представить физическую ситуацию, например:

А) знание природы носителей тока в металлах, растворах и расплавах, газах и полупроводниках; Б) зависимость проводимости различных материалов от температуры; В) применение простейших механизмов; Г) принцип работы автогенератора на транзисторе; Д) лазеры и лазерное излучение; Е) типы линз, их характеристики и изображения, получаемые с помощью линз; Ж) глаз как оптическая система, дефекты зрения; З) оптические приборы: лупа, микроскоп, фотоаппарат, телескоп. И) границы применимости законов.

4. Знание вопросов истории физики: год открытия явления или проведения опыта, фамилия ученого.

5. Представление результатов вычислений в стандартном виде, умение работать с кратными и дольными приставками

6. Работа над преобразованием единиц измерения

Вышеперечисленные примеры типовых ошибок не являются исчерпывающими. Однако разбор этих примеров с учащимися может способствовать целенаправленному поиску аналогичных ситуаций в сборниках с пробными тестами и избежать некоторых трудностей при подготовке к ЕНТ.

Советы ученикам

- Перед началом тестирования. Вам сообщат необходимую информацию о заполнении бланков. От того, как вы внимательно запомните все правила, зависит ваш успех.

- Во время тестирования. Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся:

1. Внимательно прочтите вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

2. Если не знаете ответа на вопрос или не уверены в выборе правильного ответа, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливайтесь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

3. Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми вы обязательно справитесь.

4. Думайте только о текущем задании! Когда вы делаете новое задание, забудьте всё, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом.

5. Вернитесь к трудным заданиям.6. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех.7. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.8. Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.- Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Подготовка к экзамену

    Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

    Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

    Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

    Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.

    Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 - перерыв.

    Не надо стремиться к тому, чтобы запомнить наизусть весь учебник.

    Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. ·

    Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

    Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

    Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

    Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

1.Активно вводите тестовые технологии в систему обучения, но не превращайте систему обучения в однообразные тестовые задания. Во время тестовых тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

2.В процессе подготовки к ЕНТ используйте тематические тесты по предмету, что позволит проводить разноаспектную подготовку учащихся, придаст им уверенность. («Я знаю все темы!»)

3.Ответы по тестам старайтесь анализировать вместе с учащимися, что отработает алгоритм проверки тестовых заданий.

4.Используйте зачетную и экзаменационную форму проверки знаний. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, но и позволяют более успешно вести себя во время экзамена и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

5.Ознакомьте учащихся с методикой подготовки и ЕНТ. Это позволит уменьшить стресс на самом ЕНТ.

6.Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте школьников анализировать, ориентироваться во времени и уметь его распределить.

7.Чаще подбадривайте учащихся, настраивайте на успех.

8.Нужно отказаться от правила - подчеркивать способности одних, неуспехи других.

9.Относитесь к ребенку любого возраста как к субъекту совместной деятельности.

10.Осуществляйте индивидуальный подход на основе понимания особенностей учащегося, его уровня развития, притязаний, представлений и т.п.

11.Создавайте на уроке атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья.

Программа

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ГОТОВИМСЯ К ЕНТ ПО ФИЗИКЕ»

2011-2012 учебный год

Программа

элективного курса

«Готовимся к ЕНТ по физике»

1.1 Пояснительная записка

1.1.1 Цель элективного курса

Программа элективного курса согласована с требова­ниями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики про­фильной школы. Она ориентирует учителя на дальней­шее совершенствование уже усвоенных учащимися зна­ний и умений. Для этого вся программа делится на не­сколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы со­ставления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при реше­нии задач особое внимание уделяется последовательнос­ти действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса фи­зики 11 класса. При повторении обобщаются, система­тизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повто­рения при подготовке к единому государственному экза­мену. Особое внимание следует уделить задачам, связан­ным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При рабо­те с задачами следует обращать внимание на мировоз­зренческие и методологические обобщения: потребнос­ти общества и постановка задач, задачи из истории фи­зики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явле­ний при решении задач и др.

При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения за­дач, коллективная постановка экспериментальных за­дач, индивидуальная и коллективная работа по составле­нию задач, конкурс на составление лучшей задачи, зна­комство с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь классифицировать предло­женную задачу, составлять простейшие задачи, последо­вательно выполнять и проговаривать этапы решения за­дач средней сложности.

1.2 Описание содержания разделов программы элективного курса « Готовимся к ЕНТ по физике»

(10-11 класс, 1 ч. в неделю, 68ч.)

1.2.1. Эксперимент (1 ч.)

Основы теории погрешностей.

1.2.2. Механика (10 ч.)

Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.

Динамика . Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.

Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.

Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.

Законы сохранения импульса и энергии .

1.2.3. Молекулярная физика и термодинамика (12 ч.)

Основное уравнение МКТ газов.

– следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы..

Первый закон термодинамики

Второй закон термодинамики

1.2.4. Электродинамика

(электростатика и постоянный ток) (16 ч.)

Электростатика.

Конденсаторы. Энергия электрического поля

Постоянный ток.

Магнитное поле. Электромагнитная индукция

1.2.5.Колебания и волны. (10 ч.)

Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний.

Переменный ток . .

Механические и электромагнитные волны.

1.2.6. Оптика (11ч.)

Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных предметов в тонких линзах, плоских зеркалах.

Волновая оптика. .

1.2.7. Квантовая физика (6 ч.)

Ф отон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Применение постулатов Бора

Атомное ядро.

Тестирование – 2 ч.

Тематический учебный план к программе

элективного курса « Готовимся к ЕНТ по физике»

10-11 класс (68ч., 1 ч. в неделю)

Наименование

разделов

Всего часов

В том числе

Лекции

Практическое занятие

10 класс

Эксперимент

Механика

Молекулярная физика и термодинамика

Электродинамика

(Электростатика и постоянный ток)

ИТОГО

11 класс

Электродинамика

(Магнитное поле. Электромагнитная индукция)

Колебания и волны (механические и электромагнитные)

Квантовая физика

Экзамен 1

ИТОГО

Тематическое планирование учебного материала при прохождении курса в течение 2 лет

(10-11 класс, 68 ч., 1 ч. в неделю)

Тема занятия

Вид занятия

10 класс (34 ч., 1 ч. в неделю)

I . Эксперимент (1 ч.)

Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.

II. Механика (11 ч.)

Кинематика поступателного и вращательного двжения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров

Решение задач по кинематике поступательного и вращательного движения.

Практическое занятие 1

Решение задач по теме «Графики основных кинематических параметров»

Практическое занятие 2

Динамика . Законы Ньютона. Силы в механике.

Решение задач по теме «Законы Ньютона»

Практическое занятие 3

Решение задач по теме «Силы в механике»

Практическое занятие 4

Решение задач по теме «Статика»

Практическое занятие 5

Решение задач по теме «Гидростатика»

Практическое занятие 6

Законы сохранения

Решение задач по теме «Законы сохранения»

Практическое занятие 7

Контрольная работа №1 «Механика»

Практическое занятие 8

III .Молекулярная физика и термодинамика (12 ч.)

Основное уравнение МКТ газов.Уравнение состояния идеального газа . Изопроцессы

Решение задач по теме «Основное уравнениеМКТ»

Практическое занятие 9

Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа»

Практическое занятие 10

Решение задач по теме «Изопроцессы»

Практическое занятие 11

Решение графических задач по теме «Изопроцессы»

Практическое занятие 12

Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.

Решение задач по теме «Первый закон термодинамики»

Практическое занятие 13

Решение задач по теме «Агрегатные состояния вещества.»

Практическое занятие 14

Решение задач на уравнение теплового баланса

Практическое занятие 15

Решение задач по теме «Насыщенный пар»

Практическое занятие 16

Второй закон термодинамики , расчет КПД тепловых двигателей.

Контрольная работа № 2. «Молекулярная физика»

Практическое занятие 17

IV . Электродинамика (электростатика, постоянный ток) (10 ч.)

Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.

Конденсаторы. Энергия электрического поля

Решение задач по теме «Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала»

Практическое занятие 18

Решение задач по теме «Принцип суперпозицииэлектрических полей. Энергия взаимодействия зарядов»

Практическое занятие 19

Решение задач по теме « Конденсаторы. Энергия электрического поля»

Практическое занятие 20

Решение задач по теме «Движение электрических зарядов в электрическом поле»

Практическое занятие 21

Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.

Решение задач по теме «Закон Ома для однородного участка цепи»

Практическое занятие 22

Решение задач по теме «Закон Ома для полной цепи»

Практическое занятие 23

Решение задач на расчет работы мощности электрического тока.

Практическое занятие 24

Контрольная работа № 3

«Электродинамика (элетростатика, постоянный ток)»

Практическое занятие 25

11 класс (34ч., 1ч. в неделю)

V . Электродинамика (магнитное поле, электромагнитная индукция) (6 ч.)

Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция

Решение задач по теме «Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей.»

Практическое занятие 1

Решение задач по теме «Сила Ампера»

Практическое занятие 2

Решение задач по теме «Сила Лоренца»

Практическое занятие 3

Решение задач по теме «Электромагнитная индукция»

Практическое занятие 4

Контрольная работа № 4 «Электродинамика (магнитное поле, электромагнитная индукция)»

Практическое занятие 5

VI . Колебания и волны (10 ч.)

Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс.

Решение задач по теме «Механические гармонические колебания. Простешие колебательные системы».

Практическое занятие 6

Решение задач по теме «Кинематика механических колебаний»

Практическое занятие 7

Решение задач по теме «Превращения энергии при механических колебаниях»

Практическое занятие 8

Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний

Решение задач по теме «Электромагнитные колебания в контуре»

Практическое занятие 9

Решение задач по теме «Превращения энергии в колебательном контуре»

Практическое занятие 10

Решение задач по теме «Переменный ток. Резонанс напряжений и токов»

Практическое занятие 11

Решение задач по теме «Механические и электромагнитные волны»

Практическое занятие 12

Контрольная работа № 5 «Колебания и волны»

Практическое занятие 13

VII. Оптика (11 ч.)

Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света

Решение задач по теме «Законы преломления».

Практическое занятие 14

Построение изображений предметов в тонких линзах, плоских зеркалах

Построение изображений в плоских зеркалах

Практическое занятие 15

Построение изображений в тонких линзах

Практическое занятие 16

Решение задач на формулу линзы.

Практическое занятие 17

Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума . Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света.

Решение задач по теме «Волновая оптика»

Практическое занятие 18

Решение задач по теме «Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума

Практическое занятие 19

Решение задач по теме «Дифракционная решетка»

Практическое занятие 20

Контрольная работа № 6 «Оптика»

Практическое занятие 21

VIII. Квантовая физика (6 ч.)

Фотон.Давление света.Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомамиАтомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа в задачах о ядерных превращениях.

Решение задач по теме «Уравнение Эйнштейна»

Практическое занятие 22

Решение задач по теме «Применение постулатов Бора»

Практическое занятие 23

Решение задач по теме «Закон радиоактивного распада»

Практическое занятие 24

Решение задач по теме «Применение законов рапада в задачах о ядерных превращениях»

Практическое занятие 25

Контрольная работа № 7 «Квантовая физика»

Практическое занятие 26

Итоговое тестирование. Практическое занятие 27

Рецензия

на программу элективного курса

«Готовимся к ЕНТ по физике»,

составленную Гусеновым И.Ю., учителем физики

и информатики.

Задача использования методов и технологий, позволяющих обеспечить подготовку к ЕНТ, в настоящее время особенно актуальна.

Целью элективного курса «Готовимся к ЕНТ по физике» является обеспечение дополнительной поддержки учащимся классов универсального обучения для сдачи ЕНТ по физике.

Программа, рассчитана на 68 часов.

Программа элективного курса согласована с требова­ниями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики про­фильной школы. Она ориентирует учителя на дальней­шее совершенствование уже усвоенных учащимися зна­ний и умений. Для этого вся программа делится на не­сколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы со­ставления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпреметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.

При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения за­дач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.

При решении задач по механике, молекулярной фи­зике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физиче­скими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы дан­ной физической теории.

Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены ха­рактерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает ис­ходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомен­дуется, прежде всего, использовать задачники из предла­гаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занима­тельные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.

Заместитель директора по УМР З.Т. Шегай.

  1. Автоколебания - свободные незатухающие колебания
  2. Продольные механические волны распространяются во всех средах
  3. Громкость звука определяется амплитудой
  4. Работа усилителя звука основана на влиянии магнитного поля на заряд
  5. Оптический диапазон: (0,4 - 0,8)⋅10 -6 м
  6. Радиоприемник основан на явлении резонанса
  7. Самое энергоемкое излучение - гамма-лучи
  8. Атом может находиться сколь угодно долго только в основном состоянии
  9. Носители эл.тока в газах - ионы обоих знаков и электроны
  10. Наблюдение мелких предметов в микроскопе ограничено явлением дифракции света
  11. Перенос вещества происходит при прохождении эл.тока через растворы электролитов и газы
  12. Магнитное поле на рамку с током оказывает механическое действие
  13. Термоядерные реакции - экзотермические реакции синтеза легких ядер
  14. Исследование явления э/м индукции послужило основой для создания генератора эл.тока
  15. Магнитные свойства вещества характеризует магнитная проницаемость среды
  16. В электрофорной машине происходит превращение маханической энергии в электрическую
  17. Рассеивающая линза дает мнимое, уменьшенное, прямое изображение
  18. Энергия от Солнца передается на Землю излучением
  19. Отношение радиуса атома к радиусу ядра: 100 000
  20. Заряд, сообщенный проводнику, распределяется только на поверхности проводника
  21. В основе работы электродвигателя лежит действие магнитного поля на проводник с эл.током
  22. Фарадей обнаружил возникновение тока в замкнутой катушке при опускании в нее магнита
  23. К поперечным волнам можно отнести ультрафиолетовое излучение
  24. Дисперсия света - зависимость показателя преломления света от частоты
  25. Тепловыми лучами являются инфракрасные лучи
  26. Перенос вещества происходит при конвекции
  27. Если сумма всех действующих на тело сил равна нулю, то его скорость может быть любой постоянной или равной нулю
  28. В автоколебательной системе транзистор играет роль клапана
  29. Электродвигатель работает вследствие действия магнитных сил
  30. Электроды - заряженные металлические тела
  31. Электромагнитные волны являются поперечными
  32. Электромагнитные волны отличаются от звуковых поляризацией
  33. Явление радиоактивности было открыто А.Беккерелем
  34. Ядерную модель строения атома предложил Э.Резерфорд
  35. Если силовые линии замкнуты, то поле вихревое
  36. Если в катушку ввести железный стержень, то частота электромагнитных колебаний в колебательном контуре уменьшится
  37. Основное свойство p-n перехода – односторонняя проводимость
  38. Во время радиоприёма в цепи, содержащей детектор: высокочастотные модулированные колебания преобразуются в колебания звуковой частоты
  39. Число протонов в ядре равно числу электронов оболочке нейтрального атома
  40. Разность фаз двух интерферирующих лучей равна π/2. Минимальная разность хода этих лучей равна ⅄/4
  41. Принцип действия гидравлической машины основан на законе Паскале
  42. Единица измерения модуля Юнга: Па
  43. Регулирование скорости деления ядер тяжёлых атомов в ядерных реакторах атомных электростанций осуществляется за счёт поглощения нейтронов при введении стержней с поглотителем
  44. Закон Паскаля утверждает, что жидкость и газ передают производимое на них давление во всех направлениях одинаково
  45. Потенциальной энергией можно назвать энергию упруго деформированного тела
  46. Возбуждая молоточком колебания в одном камертоне, наблюдают звучание другого такого же камертона. Наблюдаемое явление – резонанс
  47. Отношение массы атома к массе его атомного ядра примерно равно 1
  48. При вдвигании в катушку постоянного магнита в ней возникает индукционный ток. Это явление – электромагнитная индукция
  49. Основными носителями тока в полупроводниках p-типа являются дырки
  50. Малая сжимаемость жидкостей объясняется тем, что расстояния между центрами молекул сравнимо с их размерам
Загрузка...
Top