Налоговая нагрузка по ндфл. Коэффициент налоговой нагрузки

для организаций, работающих на общем режиме, занимает большую часть налогового бремени. Соответственно, и внимание к этой сфере со стороны ФНС повышенное. В материале пойдет речь о том, что собой представляет это понятие, можно ли его оценить с помощью числового показателя и как его рассчитать.

Налоговая нагрузка по НДС - критерий для назначения проверок

Оценка нагрузки по НДС нужна и налогоплательщику, и налоговой инспекции. Организация с помощью этого показателя определяет величину риска назначения налоговой проверки; ФНС через него удаленно анализирует по своему направлению работу компании и определяет, нужна ли проверка.

Подробнее этот аспект работы налоговиков раскрыт в письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@, в котором описывается, с помощью каких методик следует анализировать отчетность налогоплательщиков.

    Удельный вес, который занимают вычеты в общей сумме НДС. По регионам этот показатель колеблется в пределах от 80 до 100%, но в среднем по стране не должен быть больше 89%.

    Налоговая нагрузка по НДС. Данный показатель - это результат деления суммы налога, отраженной в декларации к уплате, на величину налоговой базы.

К этому письму есть приложение № 4, в котором содержатся расчетные формулы для обоих показателей.

Приведенные показатели в комплексе используются Федеральной налоговой службой в качестве критериев для отбора кандидатов для налоговой проверки. Сначала проводится предпроверочный анализ, где нагрузка по НДС вместе с размером удельного веса данного налога - это главные оценочные показатели. Если их размер не вписывается в рамки дозволенного, сначала непременно будет назначена камеральная проверка, затем от налогоплательщика затребуют пояснений, а напоследок, если оправдания не приняты, назначается выездная проверка.

При всей открытости ФНС для налогоплательщиков специалисты службы нигде не публикуют, какую нагрузку по НДС следует считать низкой, а какую - высокой. Однако можно ориентироваться по налогу на прибыль. Если действовать аналогично, то низкой нагрузкой следует считать показатель в 3% и менее, если это компании - производители товаров, и менее 1%, если это торговые компании.

Для того чтобы произвести расчет налоговой нагрузки, используются данные из декларации. Мы будем ориентироваться на форму декларации для 2015 года и показатели, взятые из этого отчета.

Для определения нагрузки применяются 2 вида формул:

    Первая показывает, сколько составляет НДС относительно налоговой базы по внутреннему рынку. Исчисление производится в процентах:

НУ / БВ × 100,

НУ - суммарный НДС, предназначенный к внесению в казну; в декларации это сумма данных в строке 040 раздела 1;

БВ - налоговая база, соответствующая внутреннему рынку; в декларации это сумма данных, содержащихся в следующих строках: 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 (все строки из 3-го раздела).

    Вторая формула тоже показывает, насколько велика сумма налога, но уже по отношению к сумме 2 налоговых баз - по внутреннему рынку и по тем операциям, у которых нулевая налоговая ставка.

НУ / (БЭ + БВ) × 100,

БЭ - налоговая база, формирующаяся для операций с нулевой ставкой НДС; в декларации это сумма 020-х строк 4-го раздела по всем кодам.

При рассмотрении этих формул становится понятно, что:

    если налог к уплате в декларации отсутствует (строка 040), то и нагрузка по НДС равна нулю;

    если во 2-й формуле БЭ равно нулю (налоговой базы для таких операций нет), то эта формула превращается в первую.

Для расчета нагрузки не критично, какой временной промежуток берется для подсчета показателя. Это может быть как 1 налоговый период, так и несколько (год). Просто в последнем случае складываются все декларационные показатели.

Что влияет на величину нагрузки по НДС?

Из этих формул видно, что оказывает влияние на величину нагрузки. Это 2 фактора: сама налоговая база и НДС в сумме, указанной в декларации.

Рассмотрим, какие факторы, в свою очередь, влияют на составляющие формул.

Итак, на налоговую нагрузку оказывают влияние:

    Реализационный оборот предприятия. Налоговая база здесь тем выше, чем больше оборот компании.

    Присутствие в общем объеме реализационных оборотов операций по реализации, на которые не начисляется НДС или освобожденных от этого налога. Список таких операций приведен в п. 2 ст. 146, ст. 147 и 148, а также ст. 149 и 150 НК РФ. Наличие данных операций снижает налоговую базу.

    Присутствие в обороте реализационных операций, облагаемых по нулевой ставке. Тогда налоговая база тоже меняется, но за счет другого фактора: образуется несоответствие отгрузочных периодов с необходимостью своевременно подтвердить право на нулевую ставку.

    Присутствие в обороте операций, связанных со строительством для своих нужд. Здесь налоговая база, наоборот, увеличивается.

    Присутствие операций, в ходе совершения которых приходят авансовые платежи. Средства, полученные в рамках таких транзакций, тоже увеличивают размер налоговой базы.

Что влияет на сумму НДС?

Размер НДС, который вводится в формулу для определения нагрузки, - это уже начисленная сумма, которая должна попасть в бюджет. Это число берется из строки 040 1-го раздела декларации и обозначает, сколько денег налогоплательщик должен внести в бюджет в качестве НДС.

На величину этой суммы могут оказать влияние следующие налоговые события:

    Размер налоговой базы, определяемый по отдельным налогооблагаемым объектам, увеличивает величину НДС к уплате.

    Размер НДС, который начислен на суммы налогооблагаемых объектов, также увеличивает размер налога к уплате.

    Налоговые вычеты, которые компания вправе оформить по документам, пришедшим от поставщика, снижают размер налога.

    Налог, внесенный в бюджет с авансовых платежей, отправленных поставщикам, снижает размер выплачиваемого налога. При оформлении вычета должны быть выполнены все условия, предусмотренные законом.

    Сумма налога, которая начислялась при выполнении строительных и монтажных работ для внутренних нужд, снижает размер НДС к уплате.

    Сумма НДС, который переведен таможенным органам при оформлении пересечения товаром таможенной территории РФ, способна снизить размер налога к уплате.

    Аналогично снижает размер налога к уплате и сумма НДС, которая перечислена налоговым органам при оформлении пересечения таможенной территории РФ товаром, проследовавшим из страны - члена ЕАЭС.

    НДС, который выплачен по авансам, закрытым в течение налогового периода, снижает размер НДС, предназначенного к уплате.

    НДС, который внесен в казну налоговым агентом, снижает величину налога к уплате.

Отдельно следует сказать, что на размер итогового НДС оказывает существенное влияние способ, который выберет налогоплательщик для распределения вычетов по операциям, подлежащим и не подлежащим налогообложению. Естественно, надо принять в расчет и различные ставки, и присутствие операций, освобожденных от НДС. Распределяются при этом не только суммы вычетов по рядовым операциям, но и те суммы, которые вносились в бюджет при пересечении товарами границы РФ.

Обычно компания создает алгоритм распределения, из которого непременно следует исключить налог со всех (перечисленных и поступивших) авансов; налог, уплаченный налоговым агентом; НДС на операции по проведению для себя строительно-монтажных работ. Причина исключения этих сумм из распределения проста - они принимаются к вычету исключительно в периоде образования права на вычет.

Помимо этого, распределение следует рассчитывать таким образом, чтобы учесть те остатки НДС, которые образовались в результате реализации с нулевой ставкой, но по которым право на применение такой ставки в начале расчетного периода еще не было получено. Остатки этого налога записываются в бухучете на отдельный субсчет 19-го счета. Полученный в результате расчета НДС, относящийся к операциям, освобожденным от этого налога, вносится в состав затрат. Правила для такого отнесения в расходы содержатся в ст. 179 НК РФ.

* * *

Механизм расчета налоговой нагрузки по НДС весьма сложен, и влияние на конечный результат оказывает множество факторов. Поэтому специалистам следует внимательно подходить к расчету и качественно обосновывать применение того или иного способа распределения вычетов. Это позволит избежать в дальнейшем претензий со стороны налоговых органов.

Рассчитайте налоговую нагрузку компании и сверьте полученные данные с показателями ФНС. Это позволит заранее узнать о рисках и подготовиться к вопросам инспекторов. Безопасные показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в 2017 году - в этой статье.

ФНС рассчитывает и публикует безопасные показатели налоговой нагрузки и рентабельности по видам экономической деятельности на своем сайте www.nalog.ru . Если нагрузка и рентабельность компании меньше средних показателей по виду деятельности, возможна выездная проверка.

Вы можете прямо сейчас проверить, будут ли у инспекторов вопросы к вашей компании.

Налоговая нагрузка по виду экономической деятельности в 2017 году: как рассчитать

Налоговая нагрузка - показатель, рассчитываемый как отношение уплаченных налогов к выручке по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%.

Формула расчета налоговой нагрузки организации:

сумма налогов за календарный год по данным отчетности / сумма в строке 2110 "Выручка" годового отчета о финансовых результатах x 100%

Для расчета нагрузки в 2017 году надо учесть все налоги, которые платит компания, в том числе НДФЛ за сотрудников.

В 2017 году страховые взносы в сумму уплаченных налогов не включают (письмо ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@). Скорее всего, уже в следующем году налоговики включат взносы в расчет, так как теперь они сами администрируют эти платежи и у них появятся данные за текущий год. Поэтому компании при подготовке отчетности за 1 квартал 2018 года будут определять налоговую нагрузку, включающую взносы.

В 2017 году налоговики вправе проверять 2014-2016 годы (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Сравните данные компании с показателями налоговой нагрузки ФНС России за эти годы. При отклонениях проверку сразу не назначат, но могут запросить причины.

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая .

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки , то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

– сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС)к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП . Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО , суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Налоговая нагрузка – это сумма налогов, которая удерживается с плательщика в пользу бюджетов всех уровней. Величина нагрузки рассчитывается по формулам, которые определены ФНС. Примеры соответствующих расчетов, а также предельно допустимые значения нагрузки приведены в статье.

Под налоговой нагрузкой понимают общую сумму налогов (имеются в виду все налоги, в том числе и НДФЛ), которая выражается:

  • в относительной величине, т.е. процент (доля) от выручки;
  • в абсолютной величине – т.е. в рублях за определенный период времени (в пересчете на год, квартал, месяц).

Оценивать нагрузку необходимо как самому плательщику, так и налоговой инспекции, поскольку:

  1. Если показатели устойчиво ниже средних значений, принятых по конкретному виду деятельности (например, производство пищевых продуктов или производство текстильных изделий), инспекция может назначить выездную проверку. Подобная ситуация необязательно говорит о том, что предприятие или предприниматель утаивают часть налогов, но проверка в любом случае будет проведена.
  2. Если показатели достаточно высоки, что мешает развиваться компании, это повод задуматься о том, чтобы перейти на другую систему налогообложения – например, на либо УСН.

Для оценки нагрузки компания (бухгалтер либо другие уполномоченные лица) должны произвести оценку общей суммы налогов и соизмерить получившееся значение с доходами (выразить в процентах). Затем получившийся процент сравнивают с показателями, утвержденными Приказом ФНС (справочные сведения с актуальными значениями публикуются ежегодно).



Формулы и примеры расчетов

Наиболее простой вариант расчета – найти сумму всех налогов, разделить их на полученный доход за тот же самый период и умножить на 100, чтобы выразить в процентах:

(Сумма налогов/Сумма доходов)*100%

Подобная формула приводится в том же приказе (в словесном описании):

Под данными Росстата имеются в виду сведения из отчета о прибылях и убытках, которые рассчитаны без учета НДС. Также важно понимать, что в эту сумму входят все оплаченные НДФЛ, но не включаются взносы ни в один внебюджетный фонд. Таким образом, речь идет исключительно об уплаченных налогах.

Мнение эксперта

Кочергин Сергей

Предположим, что компания работает в сфере трубопроводного транспорта. За 2017 календарный год она перечислила налогов на общую сумму 2 млн рублей. В то же время общая величина дохода 100 млн рублей. Тогда (2/100)*100% = 2%, что ниже среднего значения по отрасли более, чем в 2 раза (в соответствии с Приказом ФНС 4,5%). У налоговой службы могут возникнуть вопросы, поэтому с высокой вероятностью она организует выездную проверку.

Расчет нагрузки по налогу на прибыль

Также налоговая служба разработала несколько формул расчета по конкретным налогам для индивидуального предпринимателя или коммерческих компаний. Они зависят от конкретной системы налогообложения – соответствующие рекомендации представлены в одном из писем.

Расчеты производятся по каждому налогу в отдельности, затем суммируются и соотносятся с объемом доходов за тот же период. Например, в случае налога на прибыль формула следующая:

Нп – это величина налога на прибыль, которая определяется по декларации, Дреал – это доходы, полученные от реализации, а Двн – это внереализационные доходы (например, прибыли от прошлых лет, доходы от выявления излишков в результате инвентаризации и т.п.).

Мнение эксперта

Кочергин Сергей

Специалист по налогообложению, финансовый менеджер, эксперт сайта

Компания оказывает полиграфические услуги частным и юридическим лицам, за календарный год получила доходы в размере 49 млн рублей. Дополнительно за тот же период получены внереализационные доходы на сумму 1 млн рублей. Общая сумма налога на прибыль составила 2 млн. рублей. Тогда 2/(49+1)*100% = 4%. Если по подсчетам других налогов общий уровень нагрузки будет примерно таким же, налоговая инспекция также с высокой вероятностью проведет проверку (среднее значение по отрасли 9,2%).

Расчет нагрузки по НДС

При определении значения на основе НДС можно использовать 2 метода:

Оба способа опираются на значение НДС, которое определяется по данным декларации. Однако налоговые базы используются разные: в первом случае база по рынку РФ (раздел 3), а во втором – сумма баз (разделы 3 и 4).

Мнение эксперта

Кочергин Сергей

Специалист по налогообложению, финансовый менеджер, эксперт сайта

Налоговая база компании составила 20 млн р, а налог НДС за тот же период – 2 млн р. Тогда (2/20)*100% = 10%.

Пример расчета для ИП

В этом случае нагрузка определяется по налогу на доходы, который и отражается все поступления предпринимателя как физического лица. Формула достаточно простая:

Здесь Нндфл – это налог НДФЛ, а Дндфл – доход предпринимателя, который обозначен в декларации 3-НДФЛ.

Расчет для УСН

При упрощенной системе достаточно определить УСН-налог по данным декларации и разделить это значение на доход по той же декларации, т.е.:

Мнение эксперта

Кочергин Сергей

Специалист по налогообложению, финансовый менеджер, эксперт сайта

Предприниматель работает не по обычной, а по упрощенной схеме налогообложения. Он получил доход 40 млн р, а сам налог составил 6%, т.е. 2,4 млн р. Именно столько составляет его налоговая нагрузка. Также ставка может определяться на уровне 15%, если она рассчитывается как разница между доходами и расходами. При этом ее могут снизить и до 1% (по решению региональной власти того или иного субъекта РФ).

Расчет для ЕСХН

Если предприниматель или компания работают в сфере сельского хозяйства, зачастую они платят единый налог 6%. В таком случае формула будет точно такой же – величина налога делится на величину доходов за тот же период. Например, фермер заработал за год 70 млн рублей, поэтому он должен оплатить только единый налог 6%, что в данном случае составит 4,2 млн р. Данная система применяется только в том случае, если величина доходов именно от сельскохозяйственной деятельности превышает 70%.

Расчет для ОСНО

При общей системе предприниматель либо компания оплачивают не только НДФЛ, но также:

  • НДС (18% либо 20%);
  • налог на имущество физлица (до 2%, в зависимости от региона).

Формула расчета будет примерно такой же:

Здесь Нндс – это налог НДС, а Нп – налог на прибыль в соответствии с декларацией. Под выручкой имеются в виду доходы, которые получены только по отчету о прибылях и убытках. Расчет производиться без учета НДС.

Мнение эксперта

Кочергин Сергей

Специалист по налогообложению, финансовый менеджер, эксперт сайта

Предприниматель уплатил налог НДС 2 млн р, а налог на прибыль – 10 млн р. При это его выручка за тот же период составила 120 млн р. Тогда (10+2)/120 = 0,1, т.е. 10% – это и будет его налоговой нагрузкой.

Как объяснить низкий показатель нагрузки

Как уже говорилось, слишком низкий показатель, который значительно меньше по сравнению со средними значениями, необязательно должен говорить о том, что предприятие незаконно скрывает часть своих доходов. Возникновение подобной ситуации может быть связано с несколькими объективными причинами:

  1. Неправильно определен вид экономической деятельности.
  2. Возникли временные (например, сезонные) проблемы по реализации товаров/услуг.
  3. Компания начала реализовывать инвестиционную модель развития, из-за чего довольно большой объем средств вкладывается в расширение производства, приобретение нового оборудования, недвижимости и т.п.
  4. В структуре торговли имеют место не только внутренние, но и внешние (экспортные) операции. Снижение выручки может быть связано в том числе и с курсовыми колебаниями валюты.
  5. Компания решила накопить запасы товаров длительного хранения (например, одежду), которые впоследствии реализовать по более выгодной цене.
  6. Изменение рыночной конъюнктуры, связанное с увеличением отпускных цен по решению поставщиков.

В соответствии с этими причинами ответственное лицо составляет пояснительную записку в адрес налоговой инспекции. Записка оформляется по результатам камеральной проверки и направляется непосредственно в налоговый орган, после чего рассматривается там до 3 календарных дней.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на территории России с целью извлечения прибыли, обязаны уплачивать налоги в доход государства.

Эти поступления являются основным финансовым инструментом страны для осуществления свойственных ей функций. Поэтому ею должны быть созданы как условия для обеспечения успешной работы предприятий, так и организован контроль за уплатой ими назначенных налоговых отчислений.

Что это такое

Одним из основных показателей, характеризующих финансовое состояние организации, является величина налоговой нагрузки на неё . Этот показатель определяется на основании бухгалтерской отчетности налогоплательщика.

Величина нагрузки определяется как сумма уплаченных налогов в совокупности, отнесенная к бухгалтерской выручке предприятия за отчетный период.

Общепринятым является также термин, определяющий этот показатель как «налоговое бремя».

В различных методиках расчета налогового обременения юридических лиц и ИП исключается налог на доходы физических лиц , поскольку в данном случае уплата НДФЛ производится из суммы заработной платы, уже включенной в состав затрат компании. В данном случае налогоплательщик выступает как агент, выполняющий функцию перечисления средств.

Назначение расчета нагрузки

Сама по себе оценка этого показателя носит аналитический характер, при этом различные его пользователи применяют такие данные по разному:

  • для органов ФНС его значительное отклонение от среднего показателя по отрасли является поводом для , чтобы выяснить природу нетипичного явления;
  • для руководителя предприятия анализ дает импульс для определенных действий в части снижения налогооблагаемой базы законными способами, ведь целью его существования как юр. лица является извлечение прибыли.

Существующие нормативы

Формирование налогооблагаемой базы – прерогатива руководства организации, а базой для такого решения является Налоговый Кодекс РФ .

Искусственное и неправомерное занижение этого показателя влечет за собой серьезную ответственность как для предприятия, так и лично для его руководителя.

Размер налогооблагаемой базы используется при начислении налога на прибыль. Данный показатель всегда проверяется при производстве проверок налоговой инспекцией. При исчислении налогового обременения он применяется при любом способе расчета.

Одним из важных показателей эффективности деятельности предприятия является также его рентабельность.

Величина налоговой нагрузки, как относительный показатель, настолько важна, что нормируется государством в качестве статистического показателя. Показатели этой величины утверждаются законодательно как оценочная категория, различная для отдельных отраслей. Так, на текущий год действуют следующие среднеотраслевые нормативы:

  1. Сельскохозяйственные предприятия – 2,9.
  2. Рыболовецкие – 7,1.
  3. Горнодобывающие производства – 35,2.
  4. Топливодобыча – 39,0.
  5. Предприятия обрабатывающих отраслей – 7,5.
  6. Предприятия издательского бизнеса – 13,6.

Поскольку такие показатели являются косвенно формирующими прибыль компании, они достойны самого пристального внимания со стороны руководства.

Как ее правильно посчитать

В основном при расчете применяется два основных направления:

  • по структуре налогов, уплачиваемых предприятием и включаемых в соотношение для расчета;
  • по показателю, с которым сравниваются эти обязательные отчисления.

Способ №1

В соответствии с формулой, предложенной Минфином, по которой итог суммы всех уплаченных налогов относится к полной выручке предприятия от реализации основных товаров и услуг в сумме с внереализационными доходами:

НН = (Нсум / (В + Вд)) * 100 %, где

  • Нсум – общая сумма уплаченных налогов;
  • В – выручка от реализации продукции;
  • Вд – внереализационные доходы.
  • Методика не определяет зависимость величины налогового обременения от структуры применяемых налогов, а указывает только на налогоемкость выпущенной и реализованной продукции, не давая реального понимания значимости нагрузки.

    Способ №2

    Следующий метод учитывает показатели:

    1. Сумму фактически уплаченных налогов и сборов увеличивают на величину задолженности по этим показателям. Фактически используется начисленная сумма к платежу.
    2. НДФЛ не включается, поскольку предприятие его не оплачивает, ограничиваясь простым перечислением.
    3. Величина платежей косвенного характера должна быть включена в общую сумму при расчете по причине значительного влияния на экономику организации.
    4. Полученная сумма обязательных платежей относится к создаваемой компанией в процессе работы новой стоимости товаров или услуг.

    По такой методике получают абсолютную и относительную величину налогового обременения. Абсолютная учитывает суммарный показатель всех обязательных платежей, включая налоги и взносы в различные фонды, и просчитывается с использованием такого соотношения:

    АНН = НП + ПФ + ДН, где

  • НП – сумма уплаченных налогов;
  • ПФ – сумма уплаченных сборов во внебюджетные фонды;
  • ДН – неоплаченные налоги в виде задолженности.
  • Этот показатель отражает реальную сумму расходов по уплате налогов, но не дает представления о величине налогового обременения.

    Если рассчитанный показатель соотнести с суммарным выпуском продукции предприятием в денежном выражении, будет получен показатель налоговой нагрузки, которая вычисляется как отношение абсолютной нагрузки к вновь созданной стоимости продукции. Таким образом, выражение для ее расчета будет выглядеть следующим образом:

    ВСС = ЗПл + НП + ПФ + П, где

    • ВСС – вновь созданная стоимость;
    • ЗПл – расходы на оплату труда персонала;
    • П – величина прибыли компании.

    ОНН = (АНН / ВСС) * 100%, где:

    При таком способе:

    • не учитывается влияние уплачиваемых налогов на величину произведенной стоимости;
    • в расчете показаны все обязательные платежи и недоимки по ним;
    • расчет объективен вне зависимости от размеров предприятия и его профильной или отраслевой принадлежности.

    Можно привести еще много способов расчета этого важнейшего показателя. Общим моментом и принципом построения всех методик является сравнение суммы обязательных отчислений с суммой выручки для их покрытия.

    Эти способы можно применять одновременно, поскольку они дают нужную степень детализации для анализа финансового состояния предприятия при достаточной достоверности.

    Методы снижения показателя

    Повышение собираемости налогов – важнейшая задача налоговой системы государства.

    Собственники предприятий ставят перед собой цели прямо противоположные, и это понятно – их главная задача заключается в повышении эффективности производства. Для этого есть два вида способов: законные и незаконные.

    К первым из них принадлежит налоговое планирование :

    1. Для оптимизации величины начисляемых налогов нужно четко знать законодательство и использовать все имеющиеся в нем нестыковки и пробелы для уменьшения налогового бремени.
    2. Максимальное использование предоставляемых государством льгот в части налогообложения. Например – использование труда инвалидов на производстве дает право получить определенные преференции.
    3. Если организация является участником ВЭД, нужно использовать любую возможность использования различий между законодательством внутренним и стран партнеров. В этом случае налоговые органы ни одного государства не смогут предъявить претензий.
    4. Нужно обратить внимание и грамотно использовать имеющиеся в государстве специальные налоговые режимы, где можно получить определенное преимущество в конкуренции.

    Если на предприятии величина налогового обременения составляет 25-30% , значит, налоговое планирование находится на хорошем уровне.

    Интересная практическая информация по снижению нагрузки представлена на следующем видео:

    Загрузка...
    Top