Многовариантность общественного развития. Многовариантность развития общества Типы общественного развития и их признаки

Общество постоянно изменяется. Уходят в прошлое прежние формы его организации, на их месте появляются новые. Узнаем, в чем заключаются особенности динамики общественного развития, и выявим черты современного общества.

Процесс развития общества

Становление общества прошло несколько этапов. В науке принято выделять три стадии исторического развития и, соответственно, типов общества:

  • доиндустриальное;
  • индустриальное;
  • постиндустриальное.

Каждый из типов характеризуется своими признаками, которые показывают, как менялось общество: политические режимы, культура, социальная структура, способы производства, формы собственности, образ жизни людей.

Динамика общественного развития

Учеными выявлены закономерности, которые показывают, как происходило развитие общества.

  • ускорение истории

Каждая стадия меньше предыдущей. Самым долгим был первобытный строй.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В последующие эпохи все быстрее развивалось производство, делались научные открытия, совершенствовались орудия труда. Эти изменения все сильнее ускоряли общественное развитие.

  • неодинаковое развитие разных народов

Наряду с высоко развитыми странами сейчас продолжают существовать отсталые племена, сохраняющие родоплеменные отношения.

Прогрессивные государства пытаются ускорить развитие таких народов. В этом проявляются и положительные, и отрицательные моменты. С одной стороны, они становятся более цивилизованными, вовлекаются в новые отношения, с другой – оказываются неготовыми к вступлению в более высокую стадию развития, теряют свою самобытность, традиции.

Такое понимание особенностей исторического процесса позволяет утверждать, что данные тенденции будут характерны для общества и в будущем.

Социальный прогресс

Этим термином называют глобальный длительный процесс, в течение которого происходило развитие обществ от первобытности с ее примитивными орудиями труда, родоплеменными отношениями, к цивилизации, научно-технической революции, новым типам отношений.

Виды прогресса:

  • реформа : социальная, экономическая, политическая;
  • революция : кратковременная и долговременная.

Реформа – это проведение государством частичного усовершенствования какой-либо сферы. Революция – полное или масштабное изменение, резкие перемены, затрагивающие основы существующего строя.

В этом случае можно говорить о многовариантности общественного развития. В зависимости от условий, времени, общественного строя историческое развитие шло по-разному. Как показывают теория и практика, есть страны, где развитие шло примерно по одной линии, но при этом нет государств, история которых совпадает – все они имеют свои уникальные черты.

Что мы узнали?

Общество – это динамически развивающаяся система. Его становление началось еще в эпоху первобытности. Приобретая новые черты, общество все более приближалось к современности. Среди тенденций, характерных для общества. выделяют ускорение и неравномерное развитие разных народов. Социальный прогресс – это постоянное усовершенствование орудий труда, научные открытия и внедрение их в производство. Прогресс проявляется в двух своих разновидностях: реформа и революция.

Пользовательский поиск

ЕГЭ

Многовариантность общественного развития

(типы обществ)

Каталог материалов

Лекции Схемы Видеоматериалы Проверь себя!
Лекции

Формы социальных изменений: эволюция и революция

Эволюция - (от латинского evolutio – развертывание) – 1) в широком смысле – синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимые) в природе и обществе; 2) в узком смысле в понятие эволюция включают лишь постепенные изменения в отличие от революции.
Революция Термин «революция» появился в XIV веке, но в то время он означал лишь вращательное движение по кругу. Николай Коперник назвал свою знаменитую работу «О вращении небесных тел», использовав слово «революция»: «On the Revolutions of Celestial Bodies». В итоге содержание термина стало в социальных науках противоположным первоначальному, поскольку в самом общем смысле понятие «революция» означает коренные, качественные изменения в жизни общества, в то время как борьба господствующих классов за сохранение существующего строя или возвращение к такому строю называется контрреволюцией.

Типология обществ: Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

В современной науке существует множество типологий обществ, в основе которых лежат различные характеристики. Перечислим наиболее распространенные в научной литературе основания, используемые для типологизации обществ:
- эволюционное (первобытное, античное, аграрное, индустриальное, информационное общества);
- цивилизационное (дикость, варварство, цивилизация);
- формационное - по способу производства и обмена (первобытное, рабовладельческое, феодальное, азиатское, капиталистическое, коммунистическое). Термин «общественно-экономическая формация» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно формационному подходу, человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом (совокупность экономических отношений) и соответствующей надстройкой (совокупность политических, правовых, религиозных и других отношений). Каждой формации свойственны определённая основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике;
- открытые и закрытые общества;
- по наличию или отсутствию письменности (бесписьменные, письменные общества);
- по особенностям властных структур (догосударственные и государственные общества);
- по степени стабильности (равновесные и неравновесные).
- по уровню развития: отсталые, развивающиеся, развитые.
Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.
Традиционное общество
(его еще называют простым и аграрным) - это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов. Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).
Индустриальное общество
Индустриальная эпоха (эпоха индустриальных обществ) началась с развития капиталистических предприятий и отношений в период распада феодального общества в некоторых странах Западной Европы: Голландии, Италии, Англии и других. Капиталистами были предприниматели, которые за свои деньги приобретали предметы, орудия, условия труда, нанимали работников и осуществляли производство материальных благ и услуг для продажи за деньги, для получения прибыли. Закончилась эта эпоха в середине XX века, с появлением элементов постиндустриальной (информационной) цивилизационной эпохи.Это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
Технологическую основу индустриального общества составляют физический и умственный труд, новые источники энергии (электричество, двигатель внутреннего сгорания), машинное производство на промышленной (индустриальной) основе. Эти средства производства позволили резко увеличить количество и качество материальных благ для удовлетворения демосоциальных потребностей людей.
Социальная система индустриального общества характеризуется следующими элементами: ростом населения Земли, нуклеарной семьей, урбанизацией, усложнением социальной структуры, ростом социального неравенства, национализмом и классовой борьбой буржуа и пролетариев, загрязнением экологической сферы, превращением городов во все более неперигодные для жизни.
Для экономической системы характерны: индустриальный способ производства; капиталистическая собственность, развитие финансового капитала; господство крупных монополий - частных и государственных; рост эффективности общественного производства; появление мирового рынка; разделение общественного производства на три сектора (первичный - сельское хозяйство, вторичный - промышленность, третичный - услуги) при ведущей роли промышленного сектора; возникновение кризисов перепроизводства; борьба основных экономических классов (буржуазии и пролетариата).
Политическая система индустриального общества характеризуется: распадом империй и возникновением национальных государств; развитием права; разделением законодательной, исполнительной, судебной властей; всеобщим избирательным правом; формированием гражданского общества и массовой политической культуры. В городах возникает разрыв и конфликт между бюрократической, анонимной государственной властью и самоуправляемым, близким к интересам людей муниципалитетом.
Духовная система индустриального общества характеризуется реформацией церкви, развитием естествознания и технического знания, становлением массового образования, возникновением массовых СМИ и науки. Новая религия, философия Галилея, Бэкона, Декарта, естественные науки изменили духовный климат постреформационной Европы.
Постиндустриальное общество
В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.
Отличительные черты постиндустриального общества:
-переход от производства товаров к экономике услуг;
-возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
-главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
-контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
-принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.
-Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Жизнь каждого человека и общества в целом находится в постоянном изменении. Ни один прожитый нами день и час не похожи на предыдущие. Когда мы говорим о том, что произошло изменение? Тогда, когда для нас ясно, что одно состояние неравно другому, что появилось что-то новое, не бывшее ранее. Как происходят и куда направлены данные изменения?

В каждый отдельный момент времени на человека и его ассоциации оказывает влияние множество факторов, порой рассогласованных и разнонаправленных между собой. Поэтому трудно говорить о какой-либо ясной, четко очерченной стреловидной линии развития, характерной для общества. Процессы изменения происходят сложно, неравномерно, и их логику порой трудно уловить. Многообразны и извилисты пути общественных изменений.

Часто нам приходится встречаться с таким понятием как «общественное развитие». Давайте задумаемся, а как изменение вообще будет отличаться от развития? Какое из этих понятий более широкое, а какое более конкретное, и его можно вписать в другое, рассмотреть как частный случай другого. Очевидно, что не всякое изменение есть развитие. А лишь то, которое предполагает усложнение, усовершенствование, связано с проявлением общественного прогресса.

Что движет развитием общества? Что может скрываться за каждым новым этапом? Ответ на эти вопросы нам следует искать, прежде всего в самой системе сложных общественных отношений, внутренних противоречиях, конфликтах разных интересов.

Импульсы развития могут исходить как от самого общества, его внутренних противоречий, так и извне.

Внешние импульсы могут, в частности, порождены природной средой, космосом. Например, серьезные проблемы перед современным обществом ставит изменение климата нашей планеты, так называемое «глобальное» потепление. И ответом на этот «вызов» стало принятие рядом стран мира Киотского протокола, предписывающего странам сократить выбросы в атмосферу вредных веществ. В 2004 году Россия также ратифицировала данный протокол, взяв на себя обязательства по охране окружающей среды.

Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Мы не ощущаем конфликта и отрицания новым старого. И лишь по прошествии сколь-нибудь длительного времени, мы восклицаем с удивлением: «Как же все изменилось вокруг!». Такие постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией. Эволюционный путь развития не предполагает слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа . Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности.

Эволюционный путь развития – не единственный. Не все общества и не всегда могли решать задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции. Всякая революция, протекающая в обществе, предполагает качественное преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Революция высвобождает значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать тем силам, которые инициировали революционные перемены. Идеологи и практики революции словно выпускают «джина из бутылки» в виде народной стихии. Впоследствии они пытаются посадить этого джинна обратно, но это, как правило, не получается. Революционная стихия начинает развиваться по своим законам, ставя в тупик своих творцов.

Именно вследствие этого, в ходе социальной революции, зачастую, превалируют стихийные, хаотические начала. Иногда революции хоронят тех людей, которые стояли у их истоков. Или же, результаты, последствия революционного взрыва столь существенно отличаются от первоначально поставленных задач, что творцы революции не могут не признать свое поражение. Революции порождают новое качество, и важно суметь вовремя перевести дальнейшие процессы развития в эволюционное русло. Россия пережила в XX столетии две революции. Особенно тяжелые потрясения выпали на долю нашей страны в 1917-1920 годах.

Многие революции, как показывает история, могут сменяться и реакцией, откатом в прошлое. Можно говорить о различных типах революций в развитии общества: социальных, технических, научных, культурных.

Значение революций по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, немецкий философ К.Маркс, основоположник научного коммунизма, определял революции как локомотивы истории. В то же время, многие подчеркивали деструктивное, разрушительное воздействие революций на общество. В частности, российский философ Н.А. Бердяев (1874 – 1948) писал о революции: «Все революции кончались реакциями. Это - неотвратимо. Это – закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг».

Сравнивая между собою пути преобразования общества, известный современный российский историк П.В.Волобуев писал: «эволюционная форма, во-первых, дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач, она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. В конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму».

Типология обществ

Выделяя различные типы обществ, мыслители основываются, с одной стороны, на хронологическом принципе, отмечая изменения, происходящие с течением времени в организации общественной жизни. С другой стороны, группируются определенные признаки обществ. сосуществующих между собой в одно и тоже время. Это позволяет создать своего рода горизонтальный срез цивилизаций. Так, говоря о традиционном обществе как основе становления современной цивилизации, нельзя не отметить сохранение многих его черт и признаков и в наши дни.

Наиболее устоявшимся в современном обществознании является подход, основанный на выделении трех типов обществ: традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустриальное (иногда именуемое технологическим или информационным). В основе данного подхода лежит в большей степени вертикальный, хронологический срез – то есть предполагается смена одного общества другим в ходе исторического развития. С теорией К.Маркса этот подход роднит то, что в его основе прежде всего лежит различение технико-технологических особенностей.

Каковы характерные черты и признаки каждого из этих обществ? Прежде всего обратимся к характеристике традиционного общества – основы формирования современного нам мира. Традиционным называют в первую очередь общество древнее и средневековое, хотя многие его черты длительное время сохраняются и в более поздние времена. К примеру, страны Востока – Азии, Африки несут на себе признаки традиционной цивилизации и в наши дни. Итак, каковы же основные черты и признаки общества традиционного типа?

Прежде всего, в самом понимании традиционного общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействий, форм общения, организации быта, образцов культуры. То есть в данном обществе старательно соблюдаются сложившиеся отношения между людьми, приемы трудовой деятельности, семейные ценности, уклад жизни.

Человек в традиционном обществе связан сложной системой зависимости от общины, государства. Его поведение строго регламентируется нормами, принятыми в семье, сословии, обществе в целом.

Традиционное общество отличает преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, большинство населения занято именно в аграрном секторе, трудится на земле, живет ее плодами. Главным богатством считается земля и основой воспроизводства общества служит то, что на ней производится. В основном применяются ручные орудия труда (соха, плуг), обновление техники и технологии производства происходит достаточно медленно.

Основным элементом структуры традиционных обществ является земледельческая община, коллектив, распоряжающийся землей. Личность в таком коллективе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой – обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины, «лишение крова и воды». Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.

Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее – стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».

Чешский педагог Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все – и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…»

Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Примером подобной «закрытости» может служить многовековое развитие Китая и Японии, для которых было характерно замкнутое, самодостаточное существование и любые контакты с чужеземцами были практически исключены властями. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.

Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.

Безусловно, это обобщенный портрет традиционного общества. Следует точнее сказать, что можно говорить о традиционном обществе как некоем совокупном явлении, включающем черты развития разных народов на определенной стадии, и есть множество различных традиционных обществ: китайское, японское, индийское, западноевропейское, российское и множество иных, несущих на себе отпечаток своей культуры.

Мы прекрасно понимаем, что общество античной Греции и Старовавилонского царства существенно различатются между собой по господствующим формам собственности, степени влияния общинных структур и государства. Если в Греции, Риме развивается частная собственность и начала гражданских прав и свобод, то в обществах восточного типа сильны традиции деспотического правления, подавления человека земледельческой общиной, коллективного характера труда. И, тем не менее, и то, и другое – различные варианты традиционного общества.

Длительное сохранение сельскохозяйственной общины – мира в российской истории, преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, крестьянства в составе населения, совместный труд и коллективное землепользование крестьян-общинников, самодержавная власть, позволяют нам характеризовать и российское общество на протяжении многих веков его развития как традиционное.

Переход к обществу нового типа – индустриальному будет осуществляться достаточно поздно – только во второй половины XIX в.

Нельзя сказать, что это традиционное общество - этап минувший, что все, связанное с традиционными структурами, нормами, сознанием осталось в далеком прошлом. Более того, считая так, мы делаем для себя невозможным ориентацию и понимание многих проблем и явлений современного нам мира. И в наши дни ряд обществ сохраняет черты традиционности, прежде всего в культуре, общественном сознании, политической системе, быту.

Переход от традиционного общества, лишенного динамизма к обществу индустриального типа отражен в таком понятии как модернизация.

Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции, ведущей к развитию крупной фабричной промышленности, новых видов транспорта и связи, снижению роли сельского хозяйства в структуре экономики и переселению людей в города.

В «Современном философском словаре», изданном в Лондоне в 1998 году содержится следующее определение индустриального общества: « Для индустриального общества характерна ориентация людей на постоянно возрастающие объемы производства, потребления, знания и т.д. Идеи роста и прогресса являются «ядром» индустриального мифа, или идеологии. Существенную роль в социальной организации индустриального общества играет понятие машины. Следствием реализации представлений о машине оказывается экстенсивное развитие производства, а также «механизация» общественных связей, отношений человека с природой… Границы развития индустриального общества выявляются по мере обнаружения пределов экстенсивно ориентированного производства».

Раньше других индустриальная революция охватила страны Западной Европы. Первой их стран, осуществивших ее, стала Великобритания. Уже к середине 19 века подавляющее большинство населения в ней было занято в промышленности. Индустриальное общество характеризуют быстрые динамичные перемены, рост социальной мобильности, урбанизация – процесс роста и развития городов. Расширяются контакты и связи между странами и народами. Осуществляются эти связи посредством телеграфного сообщения, телефона. Меняется и структура общества, его основу составляют не сословия, а социальные группы, отличающиеся по их месту в хозяйственной системе – классы. Наряду с изменениями в экономике и социальной сфере, меняется и политическая система индустриального общества – развивается парламентаризм, многопартийность, расширяются права и свободы граждан. Многие исследователи полагают, что формирование гражданского общества, осознающего свои интересы и выступающего полноправным партнером государства, также связано с формированием индустриального общества. В определенной степени именно данное общество получило название капиталистического . Ранние этапы его развития были проанализированы в XIX в. английскими учеными Дж. Миллем, А. Смитом, немецким ученым К. Марксом.

В тоже время, эпоха индустриальной революции приводит к усилению неравномерности в развитии различных регионов мира, что приводит к колониальным войнам, захватам, порабощением сильными странами слабых.

Российское общество достаточно поздно, только к 40-м годам XIX в. вступает в период промышленной революции, а говорить о становлении в России основ индустриального общества можно лишь к началу XX столетия. Многие ученые-историки полагают, что наша страна в начале XX в. являлась аграрно-индустриальной страной. Завершить индустриализацию в дореволюционный период Россия не смогла. Хотя именно на это были направлены реформы, проводившиеся по инициативе С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

К задаче завершения индустриализации, то есть создания мощной промышленности, которая вносила бы основной вклад в национальное богатство страны, вернулись власти уже в советский период истории.

Нам известно понятие «сталинская индустриализация», пришедшаяся на 1930-е – 1940-е годы. В кратчайшие сроки, за счет форсированного развития промышленности, используя в качестве источника прежде всего средства, полученные от ограбления деревни, массовой коллективизации крестьянских хозяйств, наша страна к концу 1930-х годов создала основы тяжелой и военной промышленности, машиностроения, приобрела независимость от поставок оборудования из-за рубежа. Но означало ли это завершение процесса индустриализации? Историки спорят. Четь исследователей полагает, что все равно, даже и в конце 1930-х годов, основная дола национального богатства формировалась в аграрном секторе, сельское хозяйство производило больше продукта, чем промышленность.

Поэтому, специалисты полагают, что завершение индустриализации происходит в Советском Союзе только после Великой Отечественной войны, к середине – второй половине 1950-х годов. К этому времени промышленность заняла ведущие позиции в производстве валового внутреннего продукта. Также большая часть населения страны оказалась занятой в промышленном секторе.

Постиндустриальное общество – современный этап развития человечества.

Вторая половина 20 века ознаменовалась бурным развитием фундаментальной науки, техники и технологии. Наука превращается в непосредственную мощную хозяйственную силу.

Бурные изменения, охватившие ряд сфер жизни современного общества позволили говорить о вступлении мира в эпоху постиндустриальную . В 1960-е годы этот термин впервые предложил американский социолог Д. Белл. Он же сформулировал и основные признаки такого общества: создание обширной сферы экономики услуг, увеличение слоя квалифицированных научно-технических специалистов, центральная роль научного знания как источника инноваций, обеспечение технологического роста, создание нового поколения интеллектуальной техники. Вслед за Беллом, теория постиндустриального общества была развита американскими учеными Дж. Гэлбрейтом, О. Тоффлером.

Основой постиндустриального общества стала структурная перестройка экономики, осуществленная в странах Запада на рубеже 1960-х-1970-х г. Вместо тяжелой промышленности ведущие позиции в экономики заняли наукоемкие отрасли, «индустрия знаний». Символом этой эпохи, ее основанием является микропроцессорная революция, массовое распространение персональных компьютеров, информационных технологий, электронных средств связи. Многократно возрастают темпы экономического развития, скорость передачи на расстояние информационных, финансовых потоков. Со вступлением мира в постиндустриальную, информационную эпоху, происходит снижение занятости в промышленности, транспорте, индустриальных отраслях и, напротив, возрастает численность занятых в сфере услуг, информационном секторе. Не случайно, ряд авторов называет постиндустриальное общество информационным или технологическим.

Характеризуя современное общество современный американский исследователь П. Дракер отмечает: «Сегодня знание уже применяется к сфере самого знания, и это можно назвать революцией в сфере управления. Знание быстро превращается в определяющий фактор производства, отодвигая на задний план и капитал, и рабочую силу.»

Ученые, исследующие развитие культуры, духовной жизни, вводят применительно к современному, постиндустриальному миру еще одно наименование – эпоха постмодернизма. (Под эпохой модернизма ученые понимают индустриальное общество). Если в понятии постиндустриальности главным образом подчеркиваются различия в сфере экономики, производства, способах коммуникации, то постмодернизм охватывает, прежде всего, сферу сознания, культуры, образцов поведения.

Новое восприятие мира, по мнению ученых, основывается на трех основных признаках.

Во-первых, конце веры в возможности человеческого разума, скептическом взятии под сомнение всего, что европейская культура считает рациональным. Во-вторых, крахе идеи единства и универсальности мира. Постмодернистское понимание мира строится на множественности, плюрализме, отсутствии общих моделей и канонов развития различных культур. В-третьих, эпоха постмодернизма иначе рассматривает личность, «индивид как ответственный за формирование мира, уходит в отставку, он устарел, он признается связанным с предрассудками рационализма и отбрасывается». На первый план выходит сфера общения людей, коммуникации, коллективные соглашения.

В качестве ведущих признаков общества постмодернизма ученые отмечают усиливающийся плюрализм, многовариантность и многообразие форм общественного развития, изменения в ценностях, мотивах и стимулах людей.

Рассмотренный нами подход в обобщенном виде представляет основные вехи развития человечества, фокусируя свое внимание, в первую очередь, на истории стран Западной Европы. Таким образом, он существенно сужает возможность изучения специфических черт, особенностей развития отдельных стран. Он обращает внимание, прежде всего, на универсальные процессы. Многое остается вне поля зрения ученых. Кроме того, волей неволей мы принимаем как данность точку зрения, что есть страны, вырвавшиеся вперед, есть те, кто их успешно догоняет, есть и те, кто безнадежно отстал, не успев вскочить на подножку последнего вагона несущейся вперед машины модернизации. Идеологи теории модернизации убеждены в том, что именно ценности и модели развития западного общества универсальны и представляют собой ориентир развития, подражания для всех.

Многовариантность общественного развития. Типология обществ

Основные пути общественного развития

Общественное развитие – это процесс, который может носить реформистский или революционный характер


Какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

Революция

Коренное качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества, познания. Носит скачкообразный характер перехода к новому качественному состоянию

В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация»


Инновация - рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях



Общественное развитие связано с процессом модернизации


кратковременные

Февральская революция 1917 года в России

долговременные

Неолитическая революция – свыше трех тысяч лет, промышленная революция – 18 – 19 века


Модернизация - процесс перехода от традиционного аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Также это процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» формами


прогрессивные

регрессивные (реакционные)


Общество находится в состоянии непрерывного изменения и развития. Реформы связаны с эволюционными изменениями общества. Социальная революция отличается от них тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы. Сегодня она не провозглашается обязательной закономерностью решения назревших исторических задач, поскольку революция не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ. В современных условиях существует практика перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе . Модернизация - усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизация - это процесс реконструкции общественной системы полной или частичной с целью ускорения развития. Классические теории модернизации описывают «первичную» модернизацию, исторически совпадавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная» или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно-европейской либеральной модели. Парадигма «модернизации» основывается на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются:

а) развитой или «современной» может считаться только страна со значительным уровнем индустриализации, устойчивым экономическим развитием при высоком валовом внутреннем продукте и с широким использованием неорганических (неживых) источников энергии, верой общества в силу рационального научного знания как основы прогресса, изобилием промышленных и пищепродуктов, потребительских товаров; высоким уровнем и качеством жизни; развитыми управленческими и политическими структурами; развитой профессионально-отраслевой структурой высокомобильного населения, занятого преимущественно в промышленности, науке и сфере обслуживания; большим удельным весом «среднего класса» в системе социальной стратификации и т.д.;

б) те общества или страны, которые не отвечают этим критериям, относятся либо к «традиционным», либо к «переходным»;

в) образцом развитости, «модернизированности» являются западные страны, поэтому сама теория «модернизации» нередко именуется и теорией «вестернизации»;

Типология обществ – классификация обществ по их ведущему признаку. Например, по наличию письменности – дописьменные и письменные, по уровню социальной дифференциации – простые и сложные, по формационному признаку – первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, по уровню развития – развитые, развивающиеся, отсталые, по технико-технологическому фактору – традиционное, индустриальное и постиндустриальное

Вопросы сравнения

Традиционное аграрное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное информационное общество

Взаимодействие с природой

Приспособление и подчинение общества природным условиям.

Использование природных богатств, нарушение экологического баланса, «победа» над природой.

Замена природных материалов искусственными, решение экологических проблем, стремление к коэволюции

Воздействие на природу

Локальное, неконтролируемое

Глобальное, неконтролируемое

Глобальное, контролируемое

Основа экономики.

Натуральное сельское хозяйство.

Промышленность, крупное машинное производство.

Преобладание сферы услуг, информационные технологии.

Черты производства

Ручной труд

Широкое применение механизмов и технологий

Автоматизация производства, компьютеризация общества

Основной продукт

Промышленные изделия

Характер труда

Индивидуальный

Преимущественно стандартная деятельность

Резкое повышение творческого начала в труде

Занятость населения

Сельское хозяйство – около 75%

Сельское хозяйство – около 10%, промышленность – около 85%

Сельское хозяйство до 3%, промышленность – около 35%, услуги – около 66%

Главная ценность.

Сила, земля, власть.

Знания, личные таланты, информация.

Основа экспорта

Продукты производства

Взаимодействие со странами

Несущественное

Тесная взаимосвязь

Открытость общества

Властные отношения.

Народ лишен власти. Власть у государства, армии, церкви.

Народ имеет доступ к власти через демократические институты. Власть у корпораций, бизнесменов.

Широкое развитие демократии, усиление роли «профессиональных политиков» из-за роста аполитичности.

Социальная структура.

Большинство населения – сельское. Жесткая сословная иерархия.

Рост городского населения, увеличение средних слоев и социальной мобильности.

Преобладание городского населения, стирание классовых различий, большинство общества – средние слои.

Социальные нормы.

Коллективизм, общинные принципы, нарушение прав личности.

Индивидуализм, защита прав личности через господство права и закона.

Осознанное добровольное ограничение индивидуализма; в системе права защита интересов личности приоритетна.

Духовная сфера

Господство религии, образование доступно лишь избранным, изменения происходят медленно.

Ограничение роли религии, появление атеизма. Массовая грамотность и образование. Развитие науки и техники.

Огромная роль науки и технического прогресса. Образование разноуровневое, непрерывное. Глобализация культурных процессов.

Данная типология была разработана в традициях цивилизационного подхода к обществу и ставит во главу угла критерий модернизации. При этом общество первобытных охотников и собирателей рассматривается как предцивилизационный этап развития человечества, экономике которого свойственны присваивающий, а не производящий характер, господство общиной собственности и влияние родо-племенных связей.

Самостоятельная работа

Задание 1. Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества 1) индустриального 2) традиционного 3) массового 4) постиндустриального.

Задание 2. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ? А) В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость. Б) Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

Задание 3. Какая из приведенных ситуаций отображает этические ценности, характерные для традиционного общества? 1) Предприниматель действует инициативно, открывая фабрику в густонаселенной сельской местности. 2) В обращении к прихожанам священник провозгласил успешность в коммерческих делах проявлением божьего расположения к человеку. 3) Крестьянин трудится вместе с семьей на своем наделе земли для того чтобы обеспечить себя продуктами, практически ничего не вынося на рынок. 4) На предприятии созданы творческие группы, занимающиеся разработкой нового продукта, как правило, они задерживаются и после рабочего дня, работают сверхурочно.

Задание 4. Широкое использование внеэкономического принуждения к труду является характерной чертой общества 1) индустриального 2) традиционного 3) гражданского 4) постиндустриального

Задание 5 . Арабский историк писал о нашествии монголов: «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества...» И в самом деле, вторгаясь в богатые, цветущие страны, монгольские всадники вытаптывали возделанные поля, разрушали и сжигали селения и города. Всех, кто оказывал сопротивление, истребляли, массы людей - прежде всего ремесленников, женщин и детей - превращали в рабов. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером? 1) стагнация 2) эволюция 3) модернизация 4) деградация

Задание 6. Переход к индустриальному обществу связан с 1) осознанием необходимости бережно относится к природным ресурсам 2) высоким уровнем развития науки и техники, способствующим осуществлению промышленного переворота 3) созданием единого информационного пространства 4) компьютеризацией производства

Задание 7. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1) интенсивное развитие инфраструктуры 2) компьютеризация промышленности 3) преобладание патриархального типа семьи 4) светский характер культуры

Задание 8. Революция как форма социальных изменений 1) всегда связана с изменением территориально-государственного устройства 2) направлена на преобразование некоторых сторон жизни общества 3) как правило, осуществляется по инициативе власти 4) предполагает резкие качественные изменения общественных отношений.

Задание 9. Верны ли следующие суждения о путях развития общества? А) Постепенные частичные изменения в обществе, в результате которых система приобретает новые качественные или количественные свойства, элементы, свидетельствует об эволюционном пути развития общества. Б) Эволюционные изменения могут носить как сознательный, так и стихийный характер, а революции организуются сознательно. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

Задание 10. Какая из ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе? 1) Жители поселка на встрече с главой администрации предложили открыть магазин по продаже компьютеров 2) Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня 3) Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику. 4) В университете открылся факультет подготовки специалистов банковского дела

Задание 11. В ходе лекции профессор назвал черты, характерные для различных типов обществ. Какая из приведённых черт может относиться к традиционному обществу? 1) информатизация общественной жизни 2) высокий авторитет научного знания 3) возникновение социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом 4) замедленный темп общественного развития

Задание 12. В обществе Z активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации, выдвигается на первый план сфера услуг, возрастает удельный вес «среднего класса» в составе населения. К какому типу относится общество Z? 1) индустриальному 2) постиндустриальному 3) традиционному 4) аграрному

Задание 13. В ходе дискуссии один из участников сделал вывод о некомпетентности оппонента, поскольку тот, характеризуя индустриальное общество, назвал особенность, присущую традиционному обществу. Какая из названных характеристик вызвала критику? 1) сословная структура общества 2) рост количества крупных промышленных центров 3) преобладание семей нуклеарного типа 4) высокий уровень социальной мобильности.

Задание 14. П.Я Чаадаев писал: «Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами - Запад и Восток, обладает еще третьей стороной». Бремя такого доказательства взяли на себя 1) западники 2) славянофилы 3) натурфилософы 4) идеалисты

Задание 15. В перечне терминов все, за исключением двух, характеризуют постиндустриальное общество. Найдите два термина выпадающие из общего ряда 1) наука 2) промышленная революция 3) информация 4) глобализация 5) традиционализм 6) Интернет

Задание 16. В перечне терминов все, за исключением двух, характеризуют индустриальное общество. Найдите эти два термина 1) массовая культура 2) переход от ручного труда к машинному 3) цеховая организация промышленного производства 4) частная собственность 5) касты 6) классы 7) экологический кризис 8) права и свободы человека

Задание 17. Классическим примером традиционной цивилизации является древнеиндийское общество. Найдите характеристики данного типа цивилизации 1) большую роль в жизни людей играет община, в собственности которой находится земля и ирригационные сооружения 2) высокий уровень социальной мобильности 3) кастовая стратификационная система 4) высокий уровень развития промышленного производства 5) господство религиозного мировоззрения 6) развитой институт прав и свобод человека

Задание 18. Установите соответствие между путями развития общества и их примерами

ПРИМЕРЫ ПУТИ РАЗВИТИ ОБЩЕСТВА

    отмена крепостного права в 1861 году

    события октября 1917 года в России А) революционный

    период перестройки

    реформы П.А.Столыпина Б) эволюционный

    период индустриализации

    якобинская диктатура во Франции

Задание 19. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски.

«Первый тип цивилизаций - _____ (А) общества. Он представлен многими государствами Африки и Азии. Среди духовных ценностей в них ведущее место занимает установка на ____ Б) к природе, а не её целенаправленное преобразование. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на _____ В). Особое значение в регулировании общественных отношений имеют ____ Г), а также обычаи и традиции. Большую роль в жизни людей играла _____ Д), в собственности которой находилась земля, ирригационные сооружения. Экономика таких обществ носит ____ Е) характер».

Список слов: 1) постиндустриальные 2) община 3) традиционные 4) религия 5) приспособление 6) индустриальные 7) интенсивный 8) самосозерцание 9) экстенсивный

Задание 20. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка понятия, которые необходимо вставить в пропуски.

«По мнению А. Тоффлера, 300 лет назад в Западной Европе произошла ____А). На смену аграрному (традиционному) обществу пришло ____Б). Человечество по-новому начинает воспринимать _____ В) – как поток, который нельзя остановить. В то же время его можно потерять, потратить зря. У человечества появляется ___ Г), но одновременно возникает проблема риска, ответственности. Важным процессом является ___Д) – рост городов, связи личного типа преобразуются в разнообразные связи с разнообразными социальными группами. Зарождается представление о ____ Е). В экономической сфере господствует ____ Ж)». Список понятий : 1) индустриальный 2) частная собственность 3) промышленная революция 4) аграрная революция 5) урбанизация 6) время 7) право выбора 8) индустриализация 9) права человека 10) государственная собственность.

Задание 21. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка понятия, которые необходимо вставить в пропуски. 1) направленность 2) социальные изменения 3) процесс 4) потребности 5) эволюция 6) информация 7) общественный прогресс 8) социальная революция 9) благосостояние

«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы _____ А): эволюция и революция. Учёные называют _____ Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе _____ В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил. Важным является вопрос о _______ Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею ____ Д). В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального _____ Е) и духовного развития».

Задание 21. Назовите три черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества.

Задание 22. «Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, - что сделанная революция совсем непохожа на ту, которую они хотели сделать» - писал Ф. Энгельс. Что он, по-вашему, имел в виду? «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)*

Задание 23. Многие видные учёные и общественные деятели полагают, что ведущей ценностью современного общества является инновация. Основатель компании «Эппл» Стив Джобс говорил: «Инновация делает лидера» . Приведите любые три аргумента в обоснование приведённой точки зрения.

Задание 24. «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам». (Н. Макиавелли) «Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас). Раскройте смысл высказываний.

Задание 25. Испанский социолог М. Кастелье вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый?

Задание 26. «Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнёт изменять нас самих». (С. Лем)*

Задание 27. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4

Следует признать, что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Одни инновации были малозаметными, не выходили за рамки привычных форм деятельности и образа жизни, другие существенно видоизменяли способы производства и в конечном счёте структуру, устройство и функционирование социума.

В цепи нововведений время от времени происходили инновационные «скачки», влекущие качественные изменения форм общественной жизнедеятельности. Переход к земледелию положил начало аграрному обществу. Инновационный скачок, порождённый освоением машинного производства, открыл индустриальную эпоху, изменившую облик социума и создавшую почву для промышленного капитализма.

За последние полвека в самом фундаменте человеческого общества, несомненно, произошли качественные сдвиги. Они настолько глубоки, что получали в научном и общественно-политическом лексиконе названия, неизменно включавшие слово «революция»: «вторая промышленная революция», «научно-техническая революция», «информационная революция». Подстёгиваемая этими переменами глобализация, в свою очередь, способствовала их распространению на весь мир. Центр тяжести общественного производства стал быстро перемещаться с материальных факторов на духовные: знания, информацию, творчество. Учёные и публицисты заговорили об «экономике знаний», или об «умной экономике». Всё более очевидно, что доминирующую роль в общественном производстве начинает играть наука, сублимированный в ней интеллектуальный потенциал общества.

Теоретическим отражением этих сдвигов во второй половине прошлого столетия стали концепции «постиндустриального», «информационного», «постсовременного» общества. В результате меняется характер социально-экономического и социокультурного развития общества. Решающим фактором становится творческий потенциал индивида (человеческий капитал), включённый в основанную на доверии и солидарности систему общественных взаимодействий (социальный капитал).

(Ю.А. Красин)

С1. Какие два инновационных «скачка» назвал автор? Как каждый из этих скачков, по мнению автора, «изменил облик социума»? Почему для характеристики изменений, произошедших за последние полвека, используются названия, включающие слово «революция»?

С3 Какие два основных изменения в общественном производстве постиндустриального общества выделил автор? Привлекая обществоведческие знания, укажите любое одно не упомянутое в тексте изменение.

С4. Опираясь на обществоведческие знания, текст и факты общественной жизни, назовите любые два позитивных и два негативных последствия глобализации. (Обязательно указывайте, какие последствия глобализации Вы относите к позитивным, а какие – к негативным, иначе ответ не будет засчитан)

Лист ответов

1 – 2 2 – 1 3 – 3 4 – 2 5 – 4 6 – 2 7 – 3 8 – 4 9 – 3 10 – 1 11 – 4 12 -2

13 – 1 14 – 2 15 – 2,5 16 – 3,5 17 – 1,3,5 18 – 1Б 2А 3Б 4Б 5Б 6А 19 – А3 Б5 В8 Г4 Д2 Е9

20 – А3 Б1 В6 Г7 Д5 Е9 Ж2

25. Социолог подчеркивал усиление и значение человеческого фактора в производстве

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. На современном этапе развития общественных наук выделяют три оригинальные концепции общественного развития: формационная, теория локальных цивилизаций и модернизационная (теория типов обществ или теория модернизации).

Теории формационного развития общества

Согласно первой концепции – теории формационного развития общества , автором которой был Карл Маркс, смысл развития общества заключается в развитии производительных сил, которое определяется формированием соответствующих им производственных отношений, но которые перерастают в новые, более прогрессивные производственные отношения; они оказываются в противоречии с существующими производственными отношениями, сменяют их и определяют смену общественной формации и новое развитие производительных сил.

Экономические формации следуют друг за другом: первобытно-общинная — рабовладельческая и феодальная — капиталистическая — коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) - совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.

Теория локальных цивилизаций

Вторая концепция общественного развития – теория локальных цивилизаций . Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» — это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

Наряду с понятием «цивилизация» сторонники цивилизационного подхода широко используют понятие «культурно-исторические типы», под которыми понимаются исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои, характерные только для них, особенности культурного и социального развития. Цивилизационный подход имеет, как считают современные обществоведы, ряд сильных сторон. Во-первых, его принципы применимы к истории любой страны или группы стран.

Этот подход ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов. Правда, оборотной стороной этой универсальности становится потеря критериев того, какие именно черты этой специфики более значимы, а какие менее. Во-вторых, подчеркивание специфики обязательно предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе. Но осознание этой многовариантности не всегда помогает, а часто даже затрудняет понимание того, какие из этих вариантов лучше, а какие хуже (ведь все цивилизации считаются равноценными). В-третьих, цивилизационный подход отводит приоритетную роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. Однако подчеркивание важного значения религии, культуры, менталитета для характеристики и оценки цивилизации часто приводит к абстрагированию от материального производства как чего-то второстепенного. Главная слабость цивилизационного подхода заключается в аморфности критериев выделения типов цивилизации.

Теория цивилизаций (модернизационная)

Третья концепция, наиболее востребованная сегодня – модернизационная (теория типов обществ) — согласно этой теории (она опирается на идеи О.Тоффлера, Д.Белла и других экономистов-институционалистов), развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем – доиндустриального общества, индустриального общества и постиндустриального общества. Большинство исследователей считают, что решающую роль здесь играют:

  • отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде);
  • отношение людей друг к другу (тип социальной связи);
  • система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества).

Традиционное общество

Традиционное общество (с 4-3 тыс. до н.э.) — цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай, Древний Египет и средневековые государства мусульманского Востока), европейские государства Средневековья, государства Африки. Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления. Его трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы (сезонной смене погоды, длине светового дня) - таково требование самой жизни на грани природного и социального. В отношениях между людьми существовала личная зависимость, которая порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие.

Традиционное общество сформировало высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность. Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. Повседневная жизнь регулировалась не столько законами, сколько традицией - сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков.

Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность традиционных обществ с их застойно-патриархальным круговоротом жизни и крайне замедленным темпом общественного развития. Публичный авторитет земного правителя питали и религиозные представления о божественном происхождении его власти («Государь - наместник Бога на земле»). Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость.

Традиционные общества были организованы вокруг «взаимодействия с природой». В экономическом смысле все они были аграрными обществами, обществами с доминирующим первичным сектором экономики. Кроме то­го, все эти совершенно непохожие друг на друга общества объединялись приверженностью традициям в социокультур­ной сфере (инерционность принятых культурных образцов, устойчивость обычаев, преобладание предписанных моделей поведения); наличием относительно простого и тяготеющего к закреплению в сословных или кастовых иерархиях разде­ления труда; низким уровнем урбанизации и грамотности населения и т. п.

В современном мире существуют страны, фактически со­храняющие традиционный уклад жизни. В частности, в целом ряде стран так называемого третьего мира (прежде всего в Тропической Африке, некоторых странах Азии) ос­новной отраслью экономики остается сельское хозяйство (в нем занята подавляющая часть населения). Сохраняется присущая традиционному обществу тесная связь человека с первичным коллективом - родом, кастой, религиозной общиной. В то же время народы и страны, сохранившие по сей день традиционный уклад жизни, существенно отлича­ются от обществ далекого прошлого. Так или иначе они ин­тегрируются в мировую экономику, в быт и культуру этих народов проникает все больше заимствований из-за рубежа. При этом и во многих индустриально развитых странах на сегодняшний день сохраняют значение свойственные доиндустриальному обществу родственные, родовые связи, зем­лячества, этническая или религиозная общность.

Индустриальное общество

Индустриального общество – сформировалось изначально в Западной Европе: глубокие изменения в экономической, политической и культурной жизни позднего Средневековья – Реформация и Просвещение. Индустриальное общество - это урбанизированное общество, расцвет крупных городов. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.

Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.

Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой. Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь.

Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами.

В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора - заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества.

Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий).

Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей, выступая и актером, и автором собственной жизни. Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.

Постиндустриальное (современное) общество.

Постиндустриальное общество - это инновационное общество, в экономике которого преобладает сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний. Это общество с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности. Доля занятого населения преобладает в сфере услуг.

Возникновение предпосылок постиндустриального общества, наметившееся в конце прошлого века в ряде промышленно развитых стран, означает существенное изменение цивилизационных приоритетов общественного развития, перестройку цивилизационных оснований техногенной цивилизации. Сохранение уникальных природных и культурных ландшафтов является более важным для человечества, чем их индустриальное освоение. Предпочтение отдаются ресурсо- и энергосберегающим технологиям, а также наукоемким технологиям молекулярного уровня. Общественное сознание постиндустриального общества пришло к осознанию необходимости разумного ограничения потребления (продуктов питания, топлива и т. д.).

В промышленно развитых странах спрос на малое породил целую индустрию малых форм: от крошечных декоративных растений и домашних животных до малолитражных автомобилей. Человек постиндустриального общества осознает высочайшую ценность природы как универсального дома всего человечества. Поэтому дальнейшие стратегии цивилизационного развития направлены не на покорение природы, переделку общества и создание нового человека, а на совместное гармоничное развитие природы и культуры. Описывая экономическую систему постиндустриального общества, сторонники теорий постиндустриализма, как пра­вило, выделяют следующие его характерные признаки: ре­шающее значение широкого применения информационных технологий; превращение производства знания в самостоя­тельную отрасль экономики (в связи с этим более поздние теории (конец 70-х - 80-е гг.) стали именоваться теориями информационного общества).

Знанию и информации, а так­же интерактивным коммуникациям приписывается роль ос­новного фактора социальных и политических изменений в современном западном обществе. Информационные техно­логии влекут за собой качественные перемены. Они позво­ляют осуществить реальную децентрализацию, что приводит к возникновению ряда малых и гибких фирм и организаци­онных объединений, имеющих подвижную структуру. Де­централизация и деурбанизация производства, изменение характера труда позволяют осуществить возврат к домашне­му труду («домашней индустрии») на основе современной электронной техники и информационной технологии. Про­исходит индивидуализация товаров и услуг. На смену массовому производству приходит гибкое мелкосерийное произ­водство продукции, требующее высококвалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат. Не­вероятно возрастают возможности вертикальной и особенно горизонтальной мобильности индивидов - развитие комму­никаций и увеличение благосостояния дают возможность свободно менять место проживания. В социальной структуре общества эти изменения приво­дят к исчезновению, размыванию границ социальных клас­сов благодаря всеобщему доступу к основному ресурсу пост­индустриального общества - знаниям.

Собственность как критерий социальной стратификации общества утрачивает былое значение, уступая место уровню образования, накоп­ленным знаниям. В политической сфере происходит окон­чательное утверждение плюралистической демократии при повышении эффективности работы государственных инсти­тутов и структур. Вместе с тем становление информационного общества сопровождается обострением ряда противоречий. В частности, информационное общество нередко образно именуют «духов­ным водоворотом», характеризующимся утратой согласия, неспособностью прийти к единому стандарту поведения, об­щим правилам, языку и т. д. Мозаика ценностных ориентации порождает резкий рост числа субкультур, что способно увеличить опасность возникновения социальных конфлик­тов. Однако именно развитие информационного сектора экономики и бурный прогресс информационно-коммуникацион­ных технологий открыли дополнительные возможности для развития процессов глобализации.

В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.

Научные разработки становятся главной движущей силой экономики - базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализма и компетентности, обучаемость и творческий подход любого субъекта экономической деятельности. Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал- высокопрофессиональные люди, которые обладают достаточно высоким уровнем образования, которые продвигают вперед науку и знания как ее результат во всех видах общественной деятельности.

Линия сравнения Традиционное Индустриальное Информационное
Время возникновения Переход от первобытности к первым цивилизациям (4 тыс. до н.э.) Переход от Средневековья к Новому времени (16 век) Переход к современности (60-70-е ХХ века)
Способ перехода Неолитическая революция Промышленная революция НТР
Основной фактор производства Земля Капитал Информация (знания)
Основной продукт производства Пища Промышленные изделия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматизация производства, компьютеризация общества
Занятость населения С/х — более 75% С/х – около 10%, промышленность – 85% С/х – до 3%, промышленность – 33% услуги – 66%
Доминирующие формы собственности Общинная Частная Акционерная
Товарность Натуральное хозяйство Массовое производство Мелкосерийное производство
Социальная структура Сословия, классы, включённость всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность. Классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность социальных лифтов, открытое общество Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний и квалификации
Продолжительность жизни 40-50 лет 70 лет Свыше 70 лет
Воздействие человека на природу Локальное, неконтролируемое, идеал гармонии Глобальное, неконтролируемое, эксплуатация Глобальное, контролируемое, решение экологических проблем
Политическая жизнь Преобладание монархических форм правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, для неё нее нужны обоснования, самоуправление общин. Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования, власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии – демократии консенсуса.
Духовная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, преобладает устная передача информации, малое количество образованных людей, борьба с неграмотностью. Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов. Основа мировоззрения – информация; особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование.
Загрузка...
Top