Логопедическое занятие "слова, обозначающие признаки предметов". Конспект занятия

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Активизация знаний детей по теме: «Слова, обозначающие признаки предметов», формирование практических навыков в подборе признаков, согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.
  2. Развитие фонематического восприятия и слуха, фонематического анализа и синтеза, общей и мелкой моторики, зрительного внимания и памяти, логического мышления, творческого воображения.
  3. Воспитание положительной мотивации к обучению.

Оборудование:

  • натуральные овощи;
  • рисунки с искаженным цветом овощей;
  • три корзинки;
  • костюм огородника;
  • цветовые символы;
  • карточки со словами-предметами и словами-действиями;
  • желтые и красные листья.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Введение в тему занятия.
  4. Профилактика миопии.
  5. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  7. Развитие зрительного внимания.
  8. Динамическая пауза.
  9. Согласование существительных с прилагательными.
  10. Составление предложений, запись в тетрадь.
  11. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Цель: активизировать внимание детей.

Ребята, какое сегодня число, месяц, день недели?

  • Какое сейчас время года? (Осень.)
  • Чем занимаются люди осенью на садовых участках? (Собирают урожай овощей.)

Сядет тот, кто назовет овощи. (Помидоры, морковь, кабачки, патиссоны, перцы.)

(Садятся за парты.)

2. Повторение пройденного.

Цель: активизировать знания детей по темам: «Слова, обозначающие предметы» и «Слова, обозначающие действия предметов».

Прочитайте слова на доске в первом столбике.

(Дети зачитывают слова в первом столбике.)

  1. Как мы называем эти слова? Назовите слова-предметы, которые вас окружают? (Это слова-предметы.)
  2. Какой вопрос мы задаем к этим словам? (К словам-предметам задаем вопрос «Кто?», «Что?»)
  3. Как мы подчеркиваем слова-предметы? (Слова-предметы мы подчеркиваем одной чертой.)
  4. Назовите слово-предмет, которое относится к овощам? (Баклажан.)
  5. Из чего состоят слова? Назовите слоги? (Слова состоят из слогов. БАКЛАЖАН – 3 слога.)
  6. Из каких звуков состоит это слово? (Характеризуют звуки слова, обозначают каждый звук определенным цветовым символом.)

Фонематический анализ и синтез.

БАКЛАЖАН

Б – согл., зв., тверд. (синий)

А – гл. (красный)

К – согл., гл., тв. (синий)

Л – согл., зв., тв. (синий)

А – гл. (красный)

Ж – согл., зв., тверд (синий)

А – гл., (красный)

Н – согл., зв, тв. (синий)

Прочитайте слова на доске во втором столбике.

(Читают слова во втором столбике.)

  1. Как мы называем эти слова? (Это слова-действия.)
  2. Назовите слова-действия? Какие вопросы мы задаем к словам-действиям? (К словам-действиям, задаем вопрос: «Что делает?», «Что сделает?»)
  3. Как мы подчеркиваем слова-действия? (Слова-действия подчеркивают двумя чертами.)

Запишите сегодняшнее число в тетрадь.

3. Введите в тему.

Цель: подвести детей к самостоятельному определению темы урока, дать наиболее полное определение новым понятиям.

Сегодня мы узнаем много новых слов, которые помогут нам рассказать о цвете, форме, величине и вкусе предмета. Для этого к нам на занятие пришел гость. (В костюме огородника входит школьник.)

Кто это? (Это дачник – огородник.) Это огородник! Как вы думаете, почему его так называют? (Огородник – это человек, который работает на огороде.) Он принес с собой много овощей. Давайте посмотрим, что именно он нам принес (огородник показывает овощи).

(Дети берут овощи из корзины.)

  • Посмотрите, что это? (Это помидор, перец, морковь, свекла.)
  • Для того, чтобы узнать об овощах, будем задавать вопрос «Какой?»
  • Какие овощи по величине? (Помидор большой. Перец большой. Морковь маленькая. Свекла маленькая.)
  • Помидор – какой? Перец – какой? Морковь – какая? Свекла – какая?
  • Какие овощи по цвету? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор красный, перец зеленый, морковь оранжевая, свекла бордовая.)
  • Какие овощи по вкусу? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор сладкий, перец горький, морковь сладкая, свекла сладкая.)
  • Какие овощи на ощупь? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор гладкий, морковь шероховатая, перец гладкий, свекла шероховатая.)
  • Ребята, а вы знаете, как называются слова, которыми вы описываете овощи? (Эти слова называются слова признаками.)

Эти слова признаки, их подчеркивают волнистой линией.

4. Профилактика миопии.

Цель: упражнять глазодвигательный механизм.

Огородник рассыпает листья.

Проследите за кружащимся листочком.

(Следят глазами за движением листочка, не поворачивая головы.)

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Цель: развивать умение определять на слух наличие заданного звука в слове.

Будьте внимательны. Хлопните в ладоши, когда услышите в слове – признаке звук.

С – сладкий, горький, спелый, сочный, зеленый, хрустящий, красный.

Л – спелый, гладкий, острый, круглый, сочный. Зрелый, желтый.

(Хлопают в ладоши, когда слышат в словах заданные звуки.)

6. Развитие мелкой моторики.

Цель: развивать мышцы пальцев рук.

Огородник предлагает детям собрать овощи в корзинки.

В 1-ю корзину соберите красные, гладкие овощи.

Во 2-ю корзину соберите маленькие красные и зеленые овощи.

(Раскладывают овощи по корзинам в соответствии с заданными признаками.)

7. Развитие зрительного внимания.

Цель: развивать зрительное внимание, соотносить изображение с оригиналом.

Посмотрите, огородник нарисовал свои овощи. (Огородник демонстрирует рисунки овощей, закрашенные неправильно.)

(Дети рассматривают рисунки.)

Давайте посмотрим все ли правильно на его рисунках? (Огородник неправильно разукрасил овощи.)

Что не так? (Капуста зеленая, огурец зеленый, помидор красный.)

Запишите в тетрадь правильные цвета овощей.

8. Динамическая пауза.

Цель: предотвратить мышечную усталость.

Огородник хочет научить вас работать в огороде.

(Выполняют движения по подражанию, под музыку.)

Мы лопатки взяли, грядки раскопали.
Грабли в руки взяли, грядки разровняли.
Семена рядами дружно мы сажали,
а потом водою теплой поливали.

9. Согласование существительных с прилагательными.

Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать относительные прилагательные.

Посмотрите, как много овощей вырастил огородник. Давайте поможем ему сделать заготовки на зиму.

  • Салат из капусты «Какой?» (Салат капустный.)
  • Салат из свеклы «Какой?» (Салат свекольный.)
  • Икра из кабачков «Какая?» (Икра кабачковая.)
  • Икра из баклажанов «Какая?» (Икра баклажанная.)
  • Пюре из картофеля «Какое?» (Картофельное пюре.)

Запишите два словосочетания с маленькой буквы, следующее с новой строки, подчеркните слово признак волнистой линией.

(Записывают два словосочетания в тетрадь, «огородник» записывает 2 словосочетания на доске.)

10. Составление предложений.

Цель: научить составлять предложения по заданной схеме.

Ребята, огородника попросили рассказать о тех овощах, которые он вырастил. Давайте поможем ему. Но для этого нужно составлять предложения по схеме: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, слово-предмет.

(Составляют предложения по схеме. Записывают предложения на доске.)

  • Огородник вырастил сочные помидоры.
  • Огородник вырастил сладкую морковь.

Запишите предложения в тетрадь, подчеркните слова признаки волнистой линией.

(Записывают составленные предложения в тетрадь, подчеркивают слова-признаки. «Огородник» спрашивает школьников, помогает в составлении предложений.)

11. Итог занятий.

Цель: выяснить отношение обучающихся к уроку, оценить работу на уроке.

К нам на занятие приходил огородник.

  • Какие овощи нам принес огородник? (Огородник принес спелые помидоры, сладкую морковь, сочную капусту.)
  • С какими словами мы познакомились? (Сегодня мы познакомились со словами-признаками.)
  • Как подчеркиваем слова-признаки? (Слова-признаки подчеркиваем волнистой чертой.)

Наш гость благодарит вас за работу и дарит корзинку со свежими овощами.

Оценка работы каждого обучающегося.

Оксана Тимофеева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Такие разные слова. Слово, обозначающее признак предмета»

«Такие разные слова . Слово , обозначающее признак предмета »

Цели :

Сформировать новое понятие о словах , ;

Учить дифференцировать слова- признаки от слов- предметов и слов-действий ;

- Развивать воображение , слуховое внимание и память;

I. Организационный момент.

Логопед и дети приветствуют друг друга :

Ну-ка, все - встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем с вами мы стараться ,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

П. Повторение материала предыдущих занятий .

Отгадайте, о ком речь?

Летит, жужжит -. . Мычит, жует -. . Скачет, ржет -. . Лакает, мяукает-.. Лежит, сторожит-. . Плавает, молчит -. .. . Блеет, жует -. .. . Хрюкает, чавкает -. .

Прыгает, квакает -, Летает, порхает-, Рычит, воет -, Летает, гудит - …

III. Работа со словами , подбор слов , обозначающих признак предмета .

Игра «Секретики» .

Откройте баночку, возьмите картинку и ответьте на вопрос – «Назовите что у вас, а затем - какой у вас предмет

Дети открывают баночку с картинкой и называют к изображенному предмету слово – признак .

Например – красивая кукла, косолапый мишка и т. д.

Упражнение «Угадай-ка»

Выберите подходящий предмет , о чем я говорю

Зеленая, треугольная, колючая

Красный, круглый, воздушный

Желтый, овальный, кислый

А теперь вы загадайте свое слово , а ребята попробуют отгадать.

Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте.)

IV. Закрепление.

1. Выбрать подходящие признаки к слову – предмету .

Ветер. (красивый, холодный, теплый, овальный) .

Осень … (веселая, пасмурная, страшная, дождливая)

Сапоги …. (бумажные, кожаные, меховые, резиновые)

2. Придумайте слова- признаки .

Настроение. (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое) .

Поведение. (хорошее, примерное, отличное, плохое) .

Погода. (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная) .

V. Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.

1. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы : Нарисуйте слона. Расскажите, какой был слон.

Однажды я была в зоопарке и увидела слона. Слон был серый и огромный, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Хобот длинный. Голова большая. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. (По Л. И. Куприну.)

Вопросы :

Где я увидела слона? Какой был слон? Какие ноги у слона? Какой хвост? Какая голова у слона? Какие уши? Какие глаза

2. Выбирайте слова - признаки из рассказа и выкладывайте полоску на каждое слово – признак .

3. Нарисуй слона. Чего у него не хватает, дорисуй.

7. Итог урока. Рефлексия.

Логопед : «С какими новыми словами вы познакомились ? Что вы о них узнали?

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по развитию речи и художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Зимние развлечения» Тема:"Зимние развлечения" Вид: Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и художественно - эстетическому.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь». Программное содержание:.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки [П], [П’]» Цель: создать условия для формирования правильного произношения звуков п, пь. Задачи: упражнять в правильном и отчетливом произношении.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи». Итоговое мероприятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи.» Цели: -Формировать умения обогащать и классифицировать.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи «Путешествие в Стране правильной речи» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с детьми старшей логопедической группы. (ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ) ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ.

Тема: Слова, обозначающие признак предмета

Цели : учить находить в устной и письменной речи, слова, обозначающие признак предмета, формировать умение ставить вопрос к слову, обозначающему признак предмета, учить подбирать к словам-названиям предметов названия их признаков, уточнить знания детей о жизни некоторых животных; продолжать работу по развитию и речи, памяти, мышления; воспитывать аккуратность, любознательность

Ход урока:

1.Организация класса.

Психологический настрой: (слайд 1) Дети стоят.

Солнце яркое с утра

За окном пришла весна.

Мы начнем урок с улыбок,

Выполним всё без ошибок!

Работа над числом, временем года.

2. Формулировка темы и цели урока.

На какой вопрос отвечает слово яркое ? Что оно обозначает? (признаки предметов)

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить? (варианты детей)

Итак, сегодня на уроке мы будем учиться подбирать и выделять в устной и письменной речи слова, обозначающие признак предмета.

3. Гимнастика для кистей рук. (слайд 2) Логоритмика «Домашние птицы»

4. Минутка чистописания. (слайд 3)

Запишите в тетради сегодняшнее число и день недели.

Начнём работу с чистописания, поупражняемся в красивом, чистом письме.

Какая буква вторая по счёту в слове яр кое?

Предлагаю вам выполнить упражнения в написании буквы р: буквы р, ро,ра,ру.

На какой вопрос отвечает слово яркое? Что обозначает? Как подчеркивается? Подчеркните.

5. Определение актуальности и практического применения учебного материала.

Как вы думаете, для чего нужны в речи слова, обозначающие признаки?

Прочитайте предложение с пропущенными словами и попробуйте догадаться, о ком идёт речь. (слайд 4) (Устно)

В лесу живёт. . . зверь. Это. . . , . . . , _______ .

Вам понятно, о каком звере идёт речь?

В лесу живёт огромный зверь. Это бурый, косолапый ________.

Вот видите, вы сразу догадались. Какие слова помогли нам? Что они обозначают? Слова-признаки уточняют, о каком именно предмете идёт речь.

Что вы знаете о жизни медведей? А ещё у медведицы в январе рождаются медвежата. В обустроенной берлоге им тепло и уютно, и выйдут они оттуда только в апреле.

6. Составление и запись словосочетаний.

А это что за зверь?

Загадка.

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит . (слайд 6).

Что вы знаете о жизни ежей?

Зимой ёж спит. Чтобы избежать зимнего голода и холода, в конце осени ежи устраиваются в теплом гнезде из листьев и засыпают до весны. С наступлением весны ёж просыпается. Он питается мышами, мелкими насекомыми.

Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Ёж какой?

Ёж (какой?) колючий. (Письмо под диктовку Драганов Д.) Списывание с доски. Подчеркнуть предмет и признак.

Какая орфограмма в слове ёж? Какое проверочное слово?

А это кто вышел на тропинку?

И зверушек стережёт.

Знают рыжую в лесу - очень хитрую …. (лису)

Что вы знаете о жизни лисы?

Лиса очень хитрая. У неё длинный, пушистый хвост. Сама она охотится на зайцев и мышей.

Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Лиса какая? (на доске карточки со словами: хитрая, рыжая, неуклюжая)

Какое лишнее слово? Кто неуклюжий?

Ибрагим Ц.и Нальгиев пишет у доски, остальные в тетради. (списывание с печатного текста)

Какая орфограмма в слове лиса? Какое проверочное слово? Подчеркните слово, обозначающее признак предмета.

А это кто?

Загадка.

По полю скачет - ушки прячет.

Встанет столбом - уши торчком. (слайд 8)

Чем питается заяц? (травой)

Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Заяц какой?

7. Физминутка «Зайчики» (под музыку)

А теперь давайте представим, что мы зайцы и немного отдохнём.

8. Работа по учебнику. (стр.171,упр.25)

Учитель читает текст. Кто герои этой сказки? (заяц и лиса)

Что спрашивает лиса у зайца? Какие у зайца уши? Ноги?

Гимнастика для глаз . По классу развешаны геометрические фигуры- круги красные и квадраты зелёные. Найти их и сосчитать.

Списывание из учебника 1-го предложения (Драганов, Цечоев)

Остальные списывают последние 2 слова Длинные уши. (подчеркнуть признак предмета)

9. Заключение. Игра «Волшебный сундучок»

В коробке спрятаны различные предметы. Найти их наощупь и отгадать. Подобрать к ним признаки. (мягкая игрушка, карандаш, стакан, линейка, кукла)

10. Итог урока. Какие слова мы учились находить и писать? На какие вопросы они отвечают? Выставление оценок.

Дом. Задание. Упр. 25, списать 2-е предложение, подчеркнуть признаки предметов.

Латухина И.Г., учитель-логопед, г. Усть-Илимск Иркутской области.

Тема: Слова, обозначающие признак предмета.

Цели: 1.Закрепить представления о словах, обозначающих предмет и действие предмета.

Познакомить со словами, обозначающими признак предмета (на какие

вопросы отвечают, их графическое изображение). Учить задавать вопросы к

словам-признакам, находить их с помощью вопросов. Совершенствовать навыки

словообразования. Обогащать словарный запас.

2.Развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику. Совершенствовать

психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.

3.Воспитывать нравственно-духовные качества личности, через умение слушать

собеседника, работать в сотрудничестве (в паре); умение анализировать

жизненную ситуацию, выделяя нравственную сторону в поступках героев.

Ход: I. Речевая разминка

Сядет тот, кто повторит за мной без ошибок выражение:

*У нас гость унёс трость. * Краб крабу сделал грабли. * На прилавке булавки, на полке - иголки. *Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.

*У ёлки иголки колки.

II. Организационный момент

Игра "Вершки и корешки" (развитие межполушарных взаимодействий головного мозга)

У одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других - то, что находится в земле (корешки).

Поднимите правую руку, если в названном овоще в пищу идёт "вершок", если "корешок", то левую руку:

капуста, репа, помидор, огурец, картофель, яблоко, перец, кабачок, редис, морковь, банан, баклажан

III. Повторение пройденного материала

Назовите любое слово, обозначающее предмет. На какой вопрос отвечает оно?

Подберите к своему слову действие, которое может совершать этот предмет.

Поставьте вопрос от слова-предмета к слову действию и наоборот.

IV. Основная часть

1. Знакомство со словами, обозначающими признаки предметов (игра "Чудесный мешочек") - ученик достаёт предмет яблоко.

Что у тебя в руках?

Скажи, какое оно по цвету? величине? вкусу? (педагог выставляет слова на доске)

К предмету - яблоко, мы подобрали слова, обозначающие слова этого предмета.

Что нам помогли узнать эти слова? (то, какой предмет).

по аналогии: груша, лимон

Какой вопрос я задавала вам, чтобы узнать про яблоко, грушу, лимон? (выставляются вопросы на доску).

Сегодня, мы будем работать со словами, обозначающими признаки предметов.

2. Упражнение "Подбери слова" (индивидуальная работа)

У вас на столах находятся предметные картинки, со словами-признаками предметов и вопросы к словам-признакам. Необходимо подобрать к своим картинкам вопрос и слова-признаки, подходящие к этому предмету. (проверка)

Как вы думаете, для чего нам нужны слова, обозначающие признаки предметов? (ответы детей)

В русском языке эти слова являются частью речи, которая называется прилагательным и подчёркивается волнистой линией.

3.Физ.минутка,пальчиковая гимнастика

4.Оформление тетрадей. Работа по карточкам (словообразование)

Записать словосочетание из слов:

солнце + день, дом + уют, яблоко + сок, снег + баба

5.Работа с деформированным текстом (в парах)

Перед вами текст, в котором все предложения перепутаны местами. Необходимо составить и записать предложения в правильной последовательности.

Найдите в каждом предложении слово, обозначающее признак предмета и подчеркните волнистой чертой. (проверка)

ТЕКСТ: 2. Учились они во втором классе.

1. В большом автобусе ехали Катя и Надя.

4. Катя уступила тёплое место бабушке.

3. В автобус вошла старенькая бабушка.

Прочитайте полученный текст, о чём он? Как поступила Катя? Что вы можете сказать о её поступке?

V. Закрепление пройденного материала (игра с перекидыванием мяча)

Педагог "бросает" слово-предмет, ученик-слово, обозначающее его признак.

VI. Итог. Оценка.

Наше занятие подошло к завершению. С какими словами мы сегодня работали? На какие вопросы отвечали эти слова?

Все молодцы! Все хорошо работали! У вас на столах находятся "смайлики" настроения. Какое у вас настроение после нашего занятия, такой смайлик и прикрепите на доску.

Тема: «Знакомство со словами, обозначающими признак предмета»

Цели: 1.Закрепить представления о словах, обозначающих предмет и действие предмета. Познакомить со словами, обозначающими признак предмета (на какие вопросы отвечают, их графическое изображение). Совершенствовать навыки словообразования. Обогащать словарный запас. 2.Развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику. Совершенствовать психические процессы: ориентировку в пространстве, восприятие, внимание, память. 3.Воспитывать нравственно-духовные качества личности, через умение слушать собеседника, работать в сотрудничестве (в паре); умение анализировать жизненную ситуацию, выделяя нравственную сторону в поступках героев.

Ход занятия:

I . Речевая разминка

Сядет тот, кто повторит за мной без ошибок выражение:

*У нас гость унёс трость.

*Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.

*У ёлки иголки колки.

*Краб крабу сделал грабли.

II . Организационный момент

Игра "Вершки и корешки" (развитие ориентировки в пространстве)

У одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других - то, что находится в земле (корешки).

Поднимите правую руку, если в названном овоще в пищу идёт "вершок", если "корешок", то левую руку.

Слова: капуста, репа, помидор, огурец, картофель, яблоко, перец, кабачок, редис, морковь, банан, баклажан

III . Повторение пройденного материала

Назовите любое слово, обозначающее предмет. На какой вопрос отвечает оно?

Подберите к своему слову действие, которое может совершать этот предмет.

Поставьте вопрос от слова-предмета к слову действию и наоборот.

IV . Основная часть

1.Знакомство со словами, обозначающими признак предметов (игра "Чудесный мешочек") - ученик достаёт предмет груша.

Что у тебя в руках? Скажи, какая она по цвету? форме? вспомни её вкус? Логопед выставляет предметную картинку груша и её слова-признаки на доске:

груша - зелёная, треугольная, сладкая

К предмету - груша, мы подобрали слова, обозначающие признаки этого предмета. Перечислите эти слова.

Что мы узнали о груше с помощью этих слов? (то, какая она: зелёная, треугольная, сладкая).

По аналогии подбираются признаки к словам: лимон и яблоко:

лимон - жёлтый, овальный, кислый

яблоко - красное, круглое, сочное

Какой вопрос я задавала вам, чтобы узнать про яблоко? грушу? лимон? (выставляются вопросы на доску напротив слов-признаков).

Какое? Какая? Какой?

Сегодня, мы будем работать со словами, которые обозначают признак предметов.

2. Упражнение "Подбери слова" (индивидуальная работа)

У вас на столах находятся предметные картинки и вопросы, которые задаются к словам-признакам. Необходимо подобрать к своим картинкам вопрос, подходящий к этому предмету и ответить на него.

Предметные картинки: мяч, стол, петух, солнце, лиса, озеро, кастрюля, дождь, бабочка (по 5 картинок каждому ребёнку)

Как вы думаете, для чего нам нужны слова, обозначающие признак предметов? (ответы детей)

В русском языке эти слова являются частью речи, которая называется прилагательным. Эти слова необходимы для точности описания предмета, для образности и украшения нашей речи. Подчёркиваются они волнистой линией.

3.Физминутка

Мы шагаем по дороге

Поднимаем наши ноги

Быстро-быстро побежали,

А потом присели, встали

Прыг-скок, прыг-скок,

А потом присели - всё!

Пальчиковая гимнастика (с массажным мячиком)

В руку мячик я возьму -

раз сожму, два сожму,

И в другую положу -

раз сожму, два сожму,

Меж ладошек положу -

покружу-покружу,

По всем пальчикам пройду

И на место положу.

4.Оформление тетрадей. Работа по карточкам (развитие навыка словообразования)

Решите пример и запишите словосочетание, которое получится из слов, путём сложения:

солнце + день; дом + уют; яблоко + сок; снег + баба

Проверка (на доску выставляется образец логопеда):

5.Работа с деформированным текстом (в парах)

Перед вами текст, в котором все предложения перепутаны местами.

Необходимо записать предложения в правильной последовательности.

Прочитайте полученный текст, о чём он? Как поступила Катя? Что вы можете сказать о её поступке?

Найдите в каждом предложении слово, обозначающее признак предмета и подчеркните волнистой чертой (проверка).

V . Закрепление пройденного материала (игра с перекидыванием мяча)

Логопед "бросает" слово-предмет, а ученик-слово, обозначающее его признак.

Например: логопед - небо, ученик - голубое.

Слова: мяч, книга, заяц, солнце, дом, снег, петух, помидор, кукла, сок, цветок.

VI . Итог. Оценка.

Наше занятие подошло к завершению.

С какими словами мы сегодня работали?

На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?

Для чего нужны слова-признаки в нашей речи?

Ребята, вы молодцы! Все хорошо работали! У вас на столах находятся "смайлики". Оцените себя, прикрепив смайлик на доску под оценкой, которую вы поставили себе за работу на занятии.

Загрузка...
Top