Классификация дисковых тормозов для велосипеда. Какие тормоза для велосипеда лучше – дисковые или ободные

Тема статьи : Что собой являет велосипедный тормоз? Какой тип тормозов более эффективный? А какой тип тормозов самый практичный? И, конечно же, поговорим о лучших тормозах для туристов!

Для кого статья : Для начинающих велосипедистов и для тех, кто собирает новый велосипед, или решил модернизировать свой. Также, статья будет актуальна для людей, которые часто путешествуют на своем велосипеде, или же хотят сделать свой велосипед максимально комфортным и удобным в обслуживании.

Статьи по теме : . .

Вывод : Выбор тормозов зависит от Вашего стиля езды и от финансовых возможностей владельца. Для правильного подбора тормозов стоит прочитать статью полностью.

Хоть и тормоз – это атрибут трусов, но именно теме велосипедных тормозов будет посвящена наша статья! Как не парадоксально, но для того, чтобы набрать хорошую скорость – нужно иметь хорошие тормоза, и никак по-другому. Для кого-то фраза «хорошие тормоза» имеет смысл «самые легкие тормоза», а для кого-то «самые мощные тормоза» и т.д. Именно поэтому советуем прочитать о каждом типе тормозов, дабы определить, что для Вас самое выгодное решение. Как всегда, наши слова будут опираться на многогодовой опыт и практику. Приятного чтения! Или прочтения..? Короче, погнали!

Из этой статьи Вы узнаете:

1. Клещевые тормоза.

2. Барабанные тормоза.

3. Кантилеверы.

4. Роллерные тормоза.

6. Гидравлические ободные тормоза.

7. Гидравлические дисковые тормоза.

8. Тормозные ручки.

9. Видео: типы велосипедных тормозов.

Клещевые тормоза

Клещевые тормоза – это, пожалуй, самый старый тип тормозов. Несмотря на это, старичок имеет свой неизменно вечный плюс – это максимально небольшой вес! Но, как и все пожилые вещи имеет существенные недостатки, которые и стали помехой, для установки на современные велосипеды. Ведь такие тормоза не могут обеспечить высокую прижимную силу колодок, а значит, для достижения блокировки колеса нужно давить на тормозную ручку, в прямом смысле, двумя руками 🙂

Кто приставил себе это, опишите в комментариях, будет интересно почитать и вместе посмеяться! А тем, кто пробовал так делать, выражаем глубокое сочувствие…. Но не только слабая тормозная сила отодвинула клещевые тормоза на задний план. Такие тормоза крепятся на при помощи всего-навсего одного болта, это уменьшает жесткость конструкции, а также может способствовать перекосу самого механизма при торможении. Да, и еще, этот тип тормозов несовместен с амортизационной вилкой. На данный момент лучшими аналогами таких тормозов стали V-brake. Они имеют плюсы и не имеют таких недостатков. Но, об этом читайте немного ниже.

Барабанные тормоза


Думаем, Вы, когда-то видели барабанные тормоза. Устройство работы примитивно и просто. Есть колеса, и две полукруглые колодки. Путем разжима колодок и осуществляется торможение. Бывают такие тормоза двух-кулачковые и одно-кулачковые. Как раз и последний тип можно встретить на велосипеде.

Уверены, что большинство читающих эту статью, впервые слышат о таких тормозах, а вторая половина даже и не догадывается, что именно барабанные тормоза были установлены на первые горные велосипеды Marin 70-х годов прошлого века.

Кантилеверы

Конструкция таких тормозов была придумана с целью увеличения зазора между покрышкой и тормозным механизмом. Это сделано для того, чтобы колесо собирало поменьше грязи на раме , а катить было приятнее и комфортнее. Да, эта цель была достигнута, но с серьезным недостатком. Кантилеверы имеют два изогнутых коротких рычага, с одной стороны которых, прикручена колодка, а с другой стороны натянут тросик. Так вот, угол между соседними концами рычагов со стороны тросика равен 120 градусам. Мы не будем удаваться в теорию инженерной механики (хотя нам это раз плюнуть 🙂), напишем все четко и человеческим языком. Усилие, вызываемо кантилеверными тормозами ограничено. Неважно, сколько у Вас силы в руках, сильнее возможного Вы их не зажмете. Или лопнет трос, или сами тормоза. Да, и еще регулировка тормозов требует внимания инопланетян. Почему? Да потому что без третей руки установить колодки просто невозможно! Конечно, же наши деды и устанавливали, и ездили и ставили мировые рекорды, но с развитием нынешней техники лучше потратить усилие на тренировку себя, а не на выращивание третей руки. И тут V-brake обошли старый тип тормозов. Но, мы еще немного потянем интригу и расскажем о ви-брейках немного ниже.

Роллерные тормоза

Кто видел динамо втулку, то сможет представить себе вид роллерных тормозов. Это, скажем так, барабанный тип тормозов, расположенный в левой половине втулки. Конструкция таких тормозов похожа к конструкции тормозов современного мотоцикла. Плюсы таких тормозов очень важны. Во-первых, это эффективность, во-вторых, это легкость обслуживания. Ведь тормозное устройство таких тормозов скрыто от влияния окружающей среды. Что еще хорошо – это то, что обод не изнашивается колодками. А что плохого? Плохое скрыто в том, что такие тормоза подойдут только для городских велосипедов, где невелика нагрузка, да и починить такие тормоза в походе крайне тяжело. Например, девушки такие тормоза просто обожают – стоит лишь раз в два года попросить своего вело-друга очистить втулку, да и только 🙂

V-brake


И вот мы и дошли до обсуждения этого типа тормозов. Ви-брейки – это уникальные тормоза. Для начала, почему V-брейк? V – vector, тормоза векторного типа. Хоть и с самого 2000-го года идут яркие споры о том, что данный тип тормозов уступает дисковым тормозам. А давайте посмотрим на рейтинг продаж и посмотрим, что и V-brake и дисковые тормоза продаются на рынке практически одинаково. А значит, есть и весомый ряд плюсов такого простого типа , если они могут до сих пор держать конкуренцию с дисковыми тормозами, которые на первый взгляд намного лучше. Преимущества ви-брейков: простота, эффективность, малый вес, надежность, простота настройки. Регулировка включает в себя натяжной болт и колодки.

Эффективность торможения напрямую зависит от жесткости рычага. Поэтому и многие не любят ви-брейки, хотя сами купили самые дешевые на рынке, примерно за 2 доллара, и переживают, почему они не тормозят? Наш совет, лучше купить б/у топовые ви-брейковые тормоза, которые имеют значительную жесткость и точность изготовления, чем сегодняшние китайские производители. Хорошие векторные тормоза при правильной настройки помогут Вам вылететь через седло при малых усилиях нажатия. Не верите? Есть только один способ – установите себе их.

Гидравлические ободные тормоза

Магура – главный производитель таких тормозов. Знаете, что через меру – то не очень хорошо. Это все равно что выкуривая сигарету скуривать фильтр с фразой – «Это ведь еще сигарета!». Но, не все так плохо. Такие тормоза с легкостью блокируют тормоза, но с большой трудностью поддаются регулировке и настройке. Единственное разумное применение таким тормозам – это триал, в котором действительно важна крепость тормозов, и, конечно же, стальных яиц.

Дисковые тормоза


Конструкция дискового тормоза также проста, но более ненадежная и дорогая в обслуживании. Если же на ви-брейки стоит устанавливать правильные колодки, которые будут одновременно и тормозить и не изнашивать диск. В случае с дисковыми тормозами намного проще, чем жестче тормозные колодки – тем лучше, стальной диск изнашивается не быстро, и это хорошо. Некоторым владельцам ашанов 2007-2010х голов выпуска повезло катать на тормозных дисках (не в прямом смысле конечно 🙂) изготовленных из титановых сплавов. Диаметр тормозных дисков варьируется от 140 мм до 200 мм. Как правило, на перёд устанавливается диск побольше, назад – поменьше. Дисковые тормоза намного удобнее векторных, в том случае, когда при плохих дорожных условиях диски тормозят, а ви-брейки уже не очень. Но для установки дисковых тормозов необходима специальная втулка, а ви-брейкам – тормозные канавки на ободах. Об ободах стоит почитать . Также при торможении дисковыми тормозами идет большая нагрузка на спицы, что также не играет на руку велосипедисту.

Все когда-то видели дисковые тросиковые тормоза. В таких тормозах рычаг натягивает трос, в результате чего и происходит момент прижатия тормозных колодок к диску. О том, куда все движется, и с какой силой, мы не будем уточнять, к счастью, наши читатели не глупые.

Гидравлика – это сравнительно новый и высокоэффективный тип дисковых тормозов. Эффективность торможения – на высоте. Достаточно краем мизинца ухватится за тормозную ручку – и Вы успеете сохранить устойчивость на вираже. С непривычке придется пару раз вылететь через руль, дабы научиться тонко чувствовать границу зажима тормозов. Но, у каждого этот период и количество падение колеблется от нуля до бесконечности. Так что, можем пожелать только удачи! По сравнению с тросиковыми тормозами гидравлика – это сказка. Не нужно регулировать по два часа натяжение троса, через 100 км перенатягивать трос, поджимать тормозные колодки, чистить их от пыли. Но, за все нужно платить, помимо высокой стоимости гидравлика еще и сложна в обслуживании. По сути, обслужить обычные Shimano или Tektro Auriga Comp проще пареной репы и требует только осторожности. Но, в походных условиях осуществить замену гидро-линии очень проблематично. Проще уже притормаживать одним тормозом. Но, это опасно, а и еще при нагрузке от баула – вредно для Вашего коня. Именно поэтому дисковые тормоза проще и лучше для велотуристов. А еще лучше для туристов – это ви-брейки, которым нет причин ломаться. Взял запасной тросик – и поехал по миру! Еще гидравлика требует хорошего зажима колеса в дроп-аутах. Ведь большинство дисковых втулок имеет крепления обычного эксцентрика, который не обеспечивает надежный зажим колеса. Были случаи, когда при резком торможении и одновременном наклоне колеса, втулку вырывало из крепления. А это чревато поломкой заднего суппорту и, конечно же, костей рук или ног.

А кто слышал о гибридных тормозах? О гибридных дисковых тормозах? Кто слышали об этом ранее, напишите в комментариях, нам интересно, сколько человек знают о них. Такие тормоза – это и гидравлика и механика в одном устройстве. Сначала, трос передает усилие от ручки на руле к рычагу на машинке тормоза. А этот рычаг давит на гидравлический цилиндр, который и сжимает колодки. Как то нам таких тормозов застать и не удалось, но в мечтах есть купить старый байк с такими тормозами и пощупать, что это и эффективно ли? Предварительно можем сделать вывод, что эффективности таких тормозов нет, ведь если бы было хоть немного улучшения в торможении – то б маркетологи уже давно пытались это «втюхать». Вместо этого мы не наблюдаем на полках велосипедных магазинов такого типа тормозов. У кого такие были или есть фотки – выкладывайте, оценим и обсудим!

Тормозные ручки


– это некий рычаг, который натягивает тросик, или давит масло в цилиндре. Устроены тормозные ручки для гидравлических и тросиковых тормозов по-разному. Их внешне легко можно отличить одно от другого. Быстроту торможения и высокое усилие обеспечивает сервомеханизм. Это такая система, которая автоматически следит за регулировкой натяжения троса, например. Если мы слышим слово автоматика – это не значит, что там стоит чип. Это просто хорошо откалиброванная инженерная конструкция. Система одновременно увеличивает усилие нажатия и информирует байкера об силе сжатия. Никто не задумывался, что одним пальцем моно остановить объект, сила инерции которого свыше 100 кг! Попробуйте без сервомеханизма остановить велосипедиста. Это будет выглядеть примерно так: едет Ваш товарищ Вам навстречу. Вы выходите и останавливаетесь на траектории его движения. Велосипедист продолжает ехать прямо на Вас. Вы смотрите в его глаза, он в ваши, по щеке течет капля пота. Напряжение зависло в воздухе. И вот. Ваше движение правой рукой. Впереди себя Вы выставляете руку с разжатыми пальцами. Ваш друг еле-еле успевает минуть Вас, а Вы в этот момент пальцами хватаете его за кофту. Он остановится? Скорее всего, нет. Он поедет дальше, а Вы больно потяните свою руку. Надеемся, Вы поняли о важности сервомеханизма, который и обеспечивает большую силу торможения.

И напоследок. Есть еще одна вещь, можно сказать, маленькое дополнение к тормозным ручкам. Это модулятор тормозного усилия. Он являет собой функцию ABS, которая устанавливается на автомобиль. Такая система предотвращает блокировку колеса, а значит и вероятность пойти юзом, или через руль близка к 0. На практике мы знаем умельцев, которые умудрялись в долю секунды сломать данный модулятор и через 1 миллисекунду полететь через руль. Принцип системы прост – не дать колодкам заблокироваться, но при этом максимально сжимать колодки. Только опытный человек может чувствовать тонкий момент между блокировкой колеса и максимально эффективным торможением. Такая система справляется с этим на ура! Результат применения такой системы – можно смело зажимать тормозную ручку до упора, и не боятся вылететь. Но, не совершенные тормозные модуляторы могут попросту не дать Вам эффективно затормозить в экстренной ситуацией. Будьте внимательны при выборе!

Напоследок, хочется сказать, что лучшим вариантом для человека и его велосипеда будут хорошие V-brake или качественный дисковые тормоза. В походе такие тормоза никогда не подведут. Единственное, что стоит взять с собой в поход – это несколько запасных тросиков, да и только.

Спасибо за то, что дочитали до конца эту нелегкую статью! Надеемся друг Александра, и Евгения, Вы оцените статью и возможно, даже подпишитесь на рассылку, чтобы всегда быть в курсе новых статей! До новых встреч!

Собственно, все знают, зачем необходимы тормоза, так как точное управление велосипедом и его скоростью жизненно важно для велосипедиста. Тормоза для велосипеда различают по типам, стоимости, различным характеристикам и даже внешнему виду. Правда, это никак не влияет на их основную функцию – замедлять и останавливать велосипед ровно тогда, когда это необходимо человеку и так, как это необходимо.

Характеристики

В отличие от других составных частей велосипеда, у тормозов очень немного формальных характеристик, реально влияющих на использование. Можно перечислить в основном неформальные:

  • мощность, сила торможения, энергоёмкость – способность тормоза останавливать массу на определённой скорости;
  • мягкость или управляемость – уровень реакции на тормозную ручку, например, некоторые барабанные тормоза вообще не имеют промежуточных позиций между движением и блокированием колеса;
  • износ – степень повреждения при использовании колодок, ободов, барабана и других деталей;
  • эффективность работы системы или подверженность загрязнению – очень важная характеристика для катания по неидеальным дорогам.

Собственно, каждый оценивает торможение по своему собственному ощущению и рекомендациям профессионалов, а не по тем или иным технологическим характеристикам.

Типы

За время существования велотехники появилось совсем не много типов тормозов. Все они построены на принципе прижимания мягкой колодки к твёрдым элементам колеса. Различия состоят в том, каким образом приводится усилие с ручки тормоза, и какие элементы участвуют в работе тормоза.

Ободные

Ободные тормоза построены на прижимании колодки напрямую к ободу колеса, что создаёт, с одной стороны, элементарную конструкцию, которую легко устанавливать и обслуживать, плотный контакт колодки и хорошую управляемость тормозами, а с другой стороны, проблемы с мощностью торможения, подверженностью любым погодным проблемам и повреждению обода колеса.

Наиболее популярный на текущий момент тип тормозов. Простой в установке, обслуживании и использовании тип. Полностью такие тормоза на велосипед состоят из двух рычагов с , которые располагаются по двум сторонам от обода колеса и соединены тросиком, который продолжается приводным тросиком от тормозной ручки.

Существует гидравлический аналог таких тормозов, который представляет из себя два рычага, прижимание которых обеспечивается гидравлическим приводом. При должной мягкости, цена таких механизмов очень высока, а обслуживание затруднено, что закономерно приводит к практически нулевой их популярности.

Привод же v-brake всегда механический, по тормозному тросику, и, несмотря на необходимое при торможении усилие, позволяет эффективно регулировать нагрузку, а также без особых затрат починить систему при повреждении.

Вариантом в случае таких ободных тормозов становятся колодки, они могут быть:

  • одноразовые или обычные – цельные колодки с различным качеством;
  • картриджные – колодки, которые набираются из нескольких слоёв материала и могут быть заменены не полностью, а по мере истирания элементов картриджа.

Кантилеверные и клещевые

Предыдущее поколение ободных тормозов представлено кантилеверными и клещевыми механизмами. При практически аналогичном v-brake внешнем виде и функциональности, они обычно сложнее и уступают в эффективности работы на фоне более высокой цены. Встретить такие тормозные системы на современных велосипедах практически невозможно, за исключением шоссейных и трековых велосипедов, в которых применяются клещевые тормоза из-за своей механической устойчивости.

Итак, предшественники v brake:

  • кантилеверные тормоза – вместо тросика, который продолжает приводной, здесь организована площадка, от которой на тормозные рычаги уходит по двум тягам. Данный механизм выше над ободом и менее подвержен загрязнению и повреждению, но принципиально от v-brake не отличается;
  • клещевые тормоза – два тормозных рычага с колодками массивны и крепки, и удерживаются единой точкой крепления, образуя своеобразные «клещи», которыми и «закусывается» обод. Кроме сложности в обслуживании, данный тип ободных систем дорог и тяжёл, и используется в спортивных шоссейных, скорее, по традиции.

Дисковые

Дисковые тормоза пришли в велосипедный мир от мотоциклов, и долгое время были, скорее, экзотикой, чем одним из общепризнанных механизмов. Но на текущий момент дисковые тормоза становятся неотъемлемой частью любого велосипеда, уровня выше, чем «Эконом».

В отличие от ободных систем, в дисковых тормозах колодка прижимается механизмом калипера к ротору – специальному прочному диску, закрепляющемуся на колесе. Небольшой диск, находящийся в центре колеса решает сразу несколько проблем, с которыми не могут справиться ободные механизмы:

  1. Износ обода колеса – он просто отсутствует, роторы являются хоть и очень надёжным элементом, но всё-таки расходным материалом.
  2. Вариации привода – дисковые тормоза имеют только среди общепринятых три типа привода, что позволяет достичь очень высокой чувствительности всей системы.
  3. Загрязнение в сложных условиях – находящийся в центре колеса небольшой диск и маленький механизм калипера хорошо защищены от внешней среды расстоянием до покрышки и центробежной силой.
  4. Работа при повреждении обода – диск не связан с ободом и при серьёзных ударах сохраняет свои тормозные качества.

К минусам можно отнести достаточно сложную установку, замену и регулировку дисков, настройку всего механизма. Также велик вес, а главное, дисковые механизмы попросту дороги, что заставляет отечественного велолюбителя дважды подумать перед покупкой. Современная ситуация такова, что на некоторых рамах уже отсутствуют точки крепления ободных тормозов. Дисковые системы продолжают вытеснять своих конкурентов, понемногу становясь стандартом де-факто.

В условиях, когда тормозной механизм практически полностью отделён от колеса, возникает множество вариантов не только привода, но и материала тормозных колодок. Комбинации материалов ротора и колодки позволяют изменять характеристики торможения очень легко и эффективно.


Колодки от разных производителей отличаются не только составом, но и формой

Некоторые материалы колодок:

  • Органические (керамические, Ceramic) – в полимерную основу колодки добавляется органический материал, которым обычно оказывается графит. Такие колодки сразу заметны по чёрному цвету. Мягкие, с хорошим ходом. Такой вариант позволяет получить наилучшую управляемость прижиманием, но не очень любит перегрев – длительные или резкие торможения. Кроме того, грубая поверхность достаточно быстро изнашивает ротор.
  • Полуметаллические (Semi-Metallic) – колодки с включением металлических частиц. Могут работать под очень серьёзной нагрузкой и температурой, но меняют свои свойства по мере изменения температуры (перед поездкой необходимо будет их прогревать) и обладают не самым хорошим сцеплением.
  • Спечённые (Sintered) – передний край науки, в данном композите в нескольких слоях, объединяемых органическими смолами, присутствуют и графит, и металлическая пыль. Такое устройство позволяет достичь золотой середины между широким диапазоном температур и качеством торможения.

Гидравлика или механика

Главной же характеристикой при разработке и установке дисковых тормозов становится тип привода усилия от ручки тормоза к калиперу, их выделяют три:

  1. Механические – по тросику, аналогично ободным системам.
  2. Гидравлические – по гидролинии (тонкому шлангу) с помощью давления, с промежуточными элементами или напрямую (открытая система).
  3. Гидромеханические – редкий вариант, передача ручной нагрузки по тросику, но на калипере усилие передаётся уже гидравликой.

Подкачка гидравлического привода

Плюсы и минусы гидравлики разбирают очень подробно в специальных разделах и целых книгах. Кратко особенности гидравлического привода, в сравнении с механическим, следующие:

  • высокая мощность и точность за счёт мультипликации усилия;
  • устойчивость к воздействиям внешней среды;
  • сложность самого механизма в установке и обслуживании;
  • большой вес.

Барабанные

Редкие виды тормозов – барабанные – сейчас уже практически исчезнувшее заимствование из автомобильной сферы. Проще всего их вспомнить на примере советских велосипедов без переключения передач, где можно было тормозить с помощью педалей, включая «задний ход».

Существует усовершенствованный вариант барабанных тормозов, называющийся роллерные – в конструкцию добавляется радиатор и увеличиваются роллеры, которые прижимаются к тормозным колодкам при передаче усилия, что позволяет всей системе выдерживать намного большую нагрузку.

Тормозной механизм полностью находится во втулке, и усилие обычно передаётся с педалей или по отдельному тросику. Высокая сложность, вес и стоимость совпадает в барабанных тормозах с большим удобством – такие тормоза на велосипеде нет необходимости менять и обслуживать годами.

На текущий момент барабанные тормоза можно найти на городских велосипедах-круизерах и в самых недорогих моделях без скоростей, и ножной привод уходит в прошлое.

Выбор тормозов для велосипеда

Конечно, большинство велосипедистов получают свои тормоза вместе с конкретной моделью велосипеда, но постоянное совершенствование приводит к тому, что тормозная система становится важным фактором при выборе нового байка, а установка нового механизма на старый велосипед не кажется уже такой сложной.


Комплект для установки тормозов v-brake

Для выбора тормозов понадобится последовательно ответить себе на несколько вопросов.

  1. Цель катания – здесь отсеиваются прогулочные городские велосипеды – им серьёзная тормозная система не нужна, лучше остановиться на удобном и не требующем обслуживания барабанном механизме или элементарных v-brake.
  2. Стиль езды – если велосипедист катается много и долго, то дисковые тормоза жизненно необходимы, чтобы уменьшить износ обода и получить максимально эффективное торможение на длинных дистанциях.
  3. Обычные места – ландшафт сильно изменяет нагрузку на велосипедные тормоза, и если на шоссе часто выбираются ободные конструкции, то для даунхилла обязательны дисковые тормоза со специально подобранными материалами колодок и роторов. Интенсивная нагрузка приводит к тому, что тормозной диск нагревается до нескольких сотен градусов.
  4. Вес велосипедиста – максимальное влияние на суммарную нагрузку оказывает сам велосипедист. Для крупных людей предъявляются дополнительные требования к мощности торможения и эффективности привода – от ландшафта и веса в дисковых тормозах выбирается либо механический привод для лёгких ездоков, либо гидравлика для крупных и спортсменов.

Конечно же, критерии весьма условны, и каждый более или менее опытный велосипедист сам выбирает себе тормозную систему, настраивает её в соответствии с персональными привычками и задачами. Данные же советы рекомендуется использовать новичкам для первичного ориентирования в непростом рынке тормозных устройств для велосипеда.

Заключение

Вело тормоза – очень важная часть байка. Они требуют грамотного выбора, тщательных установки и обслуживания и, конечно же, правильного использования. Базовые знания о механизмах работы и особенностях различных типов помогут в ремонте, обслуживании и использовании устройств, будь то элементарные v-brake или сложные роллерные варианты.

Ниже находится материал представляющий истрическую ценность и написанный в 2002 году.

Тормоза - важный элемент любого механического транспортного средства, к каковым относится и велосипед. Значение их сложно переоценить, как сложно переоценить любую вещь, от которой напрямую зависит здоровье и жизнь человека. Движение в плотном транспортном потоке, спуск с крутого перевала в велопоходе, гонка кросс-кантри или фрирайд - в подобных условиях хорошие тормоза просто необходимы. Поэтому перед любой поездкой в первую очередь проверяется исправность тормозной системы, а затем прочих компонентов двухколесной машины.

Рассмотрим виды тормозов, используемых на велосипедах. При этом основной акцент будет сделан на тормозных системах маунтинбайков, так как большинство инноваций приходится именно на этот вид "двухколесников". Воспользуемся рядом характеристик, которые позволят лучше описать особенности той или иной тормозной системы:

Модуляция - важнейший критерий оценки тормозной системы, характеризующий способность изменять величину тормозного усилия в зависимости от силы нажатия на тормозную ручку.

Сила торможения - в комментариях не нуждается.

Эффективность торможения - под этим критерием понимается работоспособность тормоза в различных условиях: дождь, грязь, снег, низкие температуры.

Надежность - это работоспособность тормозов в условиях длительной жесткой эксплуатации: горные перевалы, постоянное "вымачивание" в грязи, запредельные нагрузки и т.п.

Требовательность к обслуживанию - сложность установки и настройки тормозов, необходимость периодической регулировки, регулярность замены комплектующих.

Особенности - какие-либо положительные или отрицательные качества, характеризующие данный вид тормозов.

Клещевые тормоза.

Относятся к ободным тормозам - системам, воздействующим на обод колеса.

В основном, используются на шоссейно-гоночных велосипедах. Конструкция этого вида тормозов наглядно описывается их названием: тормозные колодки с помощью дугообразных рычагов зажимают обод, подобно клещам, имея одну фиксированную ось вращения. Как и у любых компонентов велосипеда, характеристики этой тормозной системы во многом зависят от ее технического совершенства (т.е. "уровня" тормозов). Если говорить о профессиональных группах оборудования фирм Shimano и Campagnolo (группы Dura-Ace и Record соответственно), то данные тормозные системы весьма эффективны и проверены многолетней историей легендарных шоссейных гонок. В целом, абстрагируясь от элитных компонентов, можно сказать, что модуляция и эффективность у тормозов клещевого типа посредственная и сила торможения невелика. Сегодня тормоза клещевого типа применяются, в основном, на шоссейно-гоночных велосипедах, где они могут проявить свои лучшие качества. Даже у таких, далеких от экстрима видах велосипедов, как гибриды и "дорожники", используются тормоза других типов, пришедших из мира маунтинбайка.

Роллерные тормоза.

Конструктивной особенностью этого типа тормозов является их размещение непосредственно во втулках колес, что обеспечивает хорошую защиту тормозного механизма от грязи, однако усложняет их техническое обслуживание. По принципу действия они во многом аналогичны автомобильным барабанным тормозам. Роллерные тормозные системы имеют как свои плюсы, так и минусы, что в совокупности ограничило их применение "сити-байками" - неприхотливыми в обслуживании комфортными велосипедами, не предназначенными для соревнований и жесткой езды. Фирма Shimano предлагает тормоза такого типа в серии Comfort Biking , которое развивает целую гамму компонентов комфортных велосипедов. Модуляция и сила торможения не слишком хороши, хотя для "сити-байка" вполне применимы.

Весомое достоинство роллерных тормозов - высокая эффективность торможения и малая требовательность к обслуживанию. Вся конструкция рассчитана на человека, который не хочет что-либо регулировать и настраивать в своем велосипеде, а получает удовольствие от неторопливого катания по городским улицам или парковым дорожкам. Созданные именно для таких потребителей, тормоза с этой точки зрения полностью себя оправдывают. Однако посредственная надежность и ремонтопригодность в полевых условиях не позволяют использовать барабанные тормоза в походах, соревнованиях или жестких условиях эксплуатации.
К недостаткам этой тормозной системы также относится их большой вес и несовместимость с большинством амортизационных вилок.

Большим плюсом является отсутствие абразивного износа обода. Это качество в полной мере присуще также всем типам дисковых тормозов (механическим, механико-гидравлическим и гидравлическим).

Кантилеверные тормоза.

Постепенно "вымирающий" тип тормозных систем. Некогда широко использовавшиеся на маунтинбайках, сегодня повсеместно заменены тормозами других типов. Тем не менее, на заре развития маунтинбайка они практически не имели альтернативы. Выпускавшиеся много лет назад кантилеверные тормоза Shimano XTR с параллельным подводом колодок и сегодня могут посоревноваться по многим параметрам с современными изделиями.

Конструкция кантилеверных тормозов элементарна: два рычага с расположенными на них тормозными колодками, подвижно закреплены на специальных штырях (имеющихся почти на любой раме и вилке). Подходящий сверху тормозной тросик с помощью двух тяг приводит в действие тормозные рычаги.

Несомненными достоинствами кантилеверных тормозов является их простота и легкость обслуживания. Также они являются чрезвычайно "грязеустойчивыми" - их полностью "вывернутая" конструкция наименее прочих ободных тормозных систем подвержена забиванию грязью или снегом. Еще один плюс кантилеверных тормозов - их дешевизна. Это одни из наиболее дешевых тормозных систем на сегодняшний день.

С другой стороны, модуляция, сила и эффективность торможения можно считать неудовлетворительными. И, если для прогулочного велосипеда это не столь критично, то для спортивного применения уже весьма существенно.

Применительно к горным велосипедам, можно уверенно сказать, что кантилеверные тормоза остались в прошлом.

Ободные гидравлические тормоза.

Известным и практически единственным на Российском рынке представителем ободной гидравлики является фирма Magura . Тормоза этого производителя широко применяются в триале, где завоевали большую популярность благодаря своей прекрасной "схватываемости".

Конструкция ободной гидравлики достаточно проста и надежна: в тормозной ручке расположен управляющий цилиндр, который с помощью масла в гидролинии воздействует на силовые цилиндры, связанные с тормозными колодками.

Ободные гидравлические тормоза отличаются высокой мощностью, надежностью и неприхотливостью. Некоторые производители комплектуют свои туристские велосипеды тормозами такого типа, хотя в последнее время предпочтение все чаще отдается дисковой гидравлике.

Недостатки ободной гидравлики во многом аналогичны прочим системам, воздействующим на обод колеса. А именно: невысокая эффективность торможения и посредственная модуляция. По последнему параметру эти тормоза уступают системам типа V-brake высокого класса.
Ободную гидравлику, по сравнению с другими ободными тормозами, отличает большой вес и некоторые специфические недостатки (например, для узких ободов установка и эксплуатация системы весьма неудобна).

Ободную гидравлику можно рекомендовать людям (как правило, молодежи), интересующимся триалом, где подобная тормозная система может проявить себя наиболее эффективно. Также хорошим вариантом будет их установка на сити-байке ввиду их неприхотливости и надежности.

Тормоза типа V-brake.

Самый распространенный тип тормозных систем на сегодняшний день. Несмотря на наступление "по всем фронтам" дисковых гидравлических систем, "ви-брейки" до сих пор остаются надежным вариантом для огромного числа любителей велосипеда. Конструкция тормозов этого типа предусматривает крепление тормозных рычагов на раме, аналогично кантилеверным тормозам. Тормозной тросик подводится сбоку к верхней части рычага и сжимает обе "ножки" тормоза. Это простая и гениальная конструкция в качественных тормозах дополняется картриджными колодками и системой параллельного подвода колодок, которая обеспечивает лучшую модуляцию и долговечность колодок.

Картриджные колодки, устанавливающиеся практически на всех тормозах среднего и высокого класса, состоят из алюминиевой оправки и самой колодки, которая "задвигается" в нее и фиксируется специальным шплинтом. В общем случае, такие колодки работают лучше и служат дольше. Разумеется, огромное значение здесь имеет материал колодок, который в тормозах среднего и высокого уровня более качественен. Как следствие - такие колодки обладают лучшими тормозными свойствами и меньше изнашиваются.

Суть параллельного подвода колодок ясна из названия: с помощью специальных тяг колодки на всем протяжении хода подходят к ободу без "перекоса". Такая система реализована, например, в группах LX, XT и XTR корпорации Shimano и модели Arch Rival фирмы Avid (она имеет так называемую "арочную" систему параллельного подвода колодок).

Существуют, тем не менее, тормоза V-brake высшего уровня, не имеющие системы параллельного подвода колодок. Они почти столь же эффективны, как системы с параллельным подводом колодок благодаря идеально выверенной конструкции и качественным колодкам. При этом они лишены специфического недостатка "параллелок", у которых после длительной эксплуатации колодки начинают "люфтить". Примеры подобных тормозов - Cane Creek Direct Curve 5 и Avid Titanium .
Параметры и качество торможения систем типа V-brake сильно зависит от класса всех компонентов тормозной системы, начиная от тормозных ручек и заканчивая тросами и рубашками.

В общем случае, тормоза типа V-brake обладают удовлетворительной модуляцией и эффективностью, хорошей мощностью торможения и надежностью. Они легко ремонтируются в полевых условиях и отлично зарекомендовали себя в больших и малых походах.

Наилучших показателей на системе типа V-brake можно достичь, используя высококачественные тормозные ручки, сами тормоза, троса и рубашки в сочетании к керамическими ободами. Такой комплект будет очень дорог, но является самым эффективным из всех систем типа V-brake.

Дисковые механические и механико-гидравлические тормоза.

Любой тип дисковых тормозов имеет следующие характерные элементы: тормозной диск, закрепленный на втулке колеса, калипер (механизм, обеспечивающий подвод колодок к диску) и тормозную ручку.

В механических и механико-гидравлических системах управляющий рычаг на калипере приводится в действие посредством тормозного тросика и тормозной ручки, совместимой также с тормозами типа V-brake.

Различия механических и механико-гидравлических тормозов в том, что в первом случае колодки в калипере прижимаются к диску посредством простейшего механизма (обычно это ходовой винт), а во втором калипер подобен гидравлическим системам (состоит из управляющего и силового цилиндра и некоторого объема масла между ними).

По сравнению с ободными системами тормозов, основные преимущества дисковой механики заключаются в хорошей модуляции и эффективности торможения. Существенным плюсом является отсутствие износа ободов и независимость качества торможения от "восьмерок" на колесе и повреждений обода. Дисковые механические тормоза имеют низкую цену и ремонтопригодны даже в полевых условиях. Это позволяет успешно использовать подобные тормоза в многодневных походах вдали от цивилизации, где эксплуатация гидравлических систем не рациональна.

Недостатки дисковой механики вытекают из ее конструктивных особенностей. Тормозные тросики и приводные рычаги подвержены загрязнению, что в тяжелых "грязевых" условиях значительно снижает качество торможения. Из-за растяжения тросов механические тормоза гораздо менее чувствительны, чем их гидравлические собратья и имеют худшую модуляцию.

Механико-гидравлические тормоза, как правило, имеют несколько лучшие параметры торможения, но и несут в себе неизбежный недостаток - они не столь надежны (с точки зрения ремонтопригодности в полевых условиях).

Сегодня дисковые механические тормоза широко применяются на велосипедах среднего и даже начального уровня (обычно только на переднем колесе) ввиду их невысокой цены и тех преимуществ, которые дают дисковые тормозные системы.

Дисковые гидравлические тормоза.

Современный мир маунтинбайка немыслим без тормозов этого типа. Сегодня дисковая гидравлика "перекочевала" даже на кроссовые велосипеды и гибриды. Из всех дисковых тормозов, гидравлические системы наиболее эффективны. Тенденция последних лет по снижению цен позволяет оснащать дисковыми гидравлическими тормозами велосипеды среднего уровня, а для маунтинбайков "экстремальных" серий подобные тормоза давно стали "де факто".
Конструкция данных тормозов достаточно проста и функциональна. Расположенный в тормозной ручке управляющий цилиндр посредством масла в гидролинии приводит в действие силовые цилиндры в калипере. Тормоза различных фирм-производителей и моделей различаются порой весьма существенно, однако основные конструктивные элементы присутствуют во всех системах.

Дисковые гидравлические тормоза обладают рядом неоспоримых преимуществ перед механическими дисковыми системами и ободными тормозами. В первую очередь это относится к модуляции и эффективности торможения. Им не страшны никакие погодные условия и температурные режимы, по "грязеустойчивости" дисковая гидравлика также не имеет конкурентов. "Фрирайдные" модели тормозов с дисками большого диаметра обладают огромным запасом мощности, позволяющим непринужденно и уверенно контролировать могучий даунхильный двухподвес на многокилометровой трассе скоростного спуска. Легкие кросс-кантрийные модели обладают великолепной модуляцией в любых условиях, дающей выигрышные секунды на гоночных трассах и повышающие безопасность езды по городу и в велопоходах.

У дисковых гидравлических тормозов, как и у любых тормозных систем, есть свои недостатки. Еще несколько лет назад главным недостатком являлась цена: сами тормоза и колеса к ним стоили немалых денег. При переходе на диски требовалось, помимо тормозов, приобрести новые колеса, а рама и вилка должны были иметь специальные крепления. Сегодня, когда бюджетные модели дисковых тормозов (например, Hayes или Shimano Deore) недороги, а крепления есть практически на любой раме и амортизационной вилке, вопрос цены уже не критичен.

Остаются неизбежные недостатки любых дисковых систем: повышенные требования к торсионной жесткости амортизационной вилки, плохая ремонтопригодность в полевых условиях (это относится только к гидравлическим и механико-гидравлическим системам), повышенные нагрузки на спицы и обод колеса, более сложная установка и обслуживание. Есть и чисто эксплуатационные недостатки, проявляющиеся в тяжелых "грузовых" походах или в условиях спортивных соревнований. Например, сложность установки багажника, необходимость более аккуратного обращения при съеме-установке колес, сложность замены колес перед гонкой и еще ряд нюансов.

Несомненно то, что будущее велосипедных тормозов - именно за дисковой гидравликой. По совокупности всех факторов у этого типа тормозных систем есть только одна очень дорогая альтернатива - тормоза типа V-brake высшего уровня (Shimano XTR, Avid Arch Rival) в сочетании с керамическими ободами.

Мы рассмотрели тормозные системы, применяющиеся на современных велосипедах. Для какого же использования оптимальны не или иные тормоза?
Если говорить о спокойном катании по городским паркам, по городу "за пивом" или дачным "покатушкам", то подойдет абсолютно любая тормозная система даже самого начального уровня.

Для классических "грузовых" походов наибольшее распространение получили простые в эксплуатации и надежные тормоза типа V-brake. Желательно использование тормозов среднего или высокого уровня с хорошими колодками. Городская езда и катание в свое удовольствие за городом не доставит Вам проблем как с широко распространенными тормозами типа V-brake, так и с дисковыми тормозами любых типов.

Роллерные тормоза обычно устанавливаются на достаточно высокотехнологичные (и весьма дорогие) "сити-байки", в которых применены самые последние достижения в сфере комфортных велосипедов ("умные" подвески обоих колес, автоматическое переключение передач, встроенные в переднюю втулку генераторы и пр.). Подобные машины пока не нашли свое применение в России, хотя в развитых странах они становятся все более популярны.

Активная езда, скоростные походы, кроссы, соревнования по кросс-кантри - это область применения высококачественных систем типа V-brake и дисковых гидравлических тормозов. В данном случае следует с особым вниманием отнестись ко всем элементам тормозной системы, эффективность которой выходит на первый план.

Триал - дисциплина, где "пальму первенства" держат ободные гидравлические тормоза и мощные системы типа V-brake (например, Shimano XT), хотя в последние годы порой можно встретить триальные велосипеды и с дисковыми гидравлическими тормозами.

Фрирайд, скоростной спуск - это экстремальные дисциплины, где дисковая гидравлика не имеет альтернатив. Только мощные дисковые гидравлические тормоза смогут обеспечить уверенное торможение и хорошую модуляцию во всем диапазоне нагрузок, возникающих при стремительном спуске с горных вершин.

Какие же тормоза самые лучшие?
На этот вопрос однозначный ответ дать невозможно. Все зависит от Вашего стиля катания и, конечно, личных предпочтений.

Copyright 2000-2002, "ВелоПитер". Автор Алексей Кавелин, Санкт-Петербург www.veloroad.spb.ru

На велосипедах применяется несколько разнообразных по конструкции типов тормозных механизмов. Причем, часть из них может иметь еще и различные приводы. Для ремонта тормозов необходимо знать из устройство. Рассмотрим их чуть-чуть подробнее.

До начала восьмидесятых годов, когда в мире начался велосипедный бум, на большинство велосипедов устанавливались тормозные системы встроенные во втулку заднего колеса. Весь механизм таких тормозов скрыт внутри. Примером является всем известная втулка "торпедо", устанавливавшаяся ранее на большинство велосипедов советского производства. Тормоз такого типа приводится в действие вращением педалей в обратную сторону. Соответственно, может быть установлен только на заднее колесо велосипеда. Сейчас подобные системы часто встречаются не только на одно скоростных городских велосипедах, но и на велосипедах с много скоростными планетарными втулками, такими как Shimano Nexus или SRAM Spectro.

Типы тормозов




Достаточно экзотический вариант - барабанный втулочный тормоз наподобие автомобильного. Он может быть установлен как на переднем колесе, так и на заднем. Привод - тросовый. Сейчас такой тип тормозов встречается редко. Может также быть установлен на многоскоростные планетарные втулки. На много скоростных велосипедах с внешними переключателями передач, в силу их конструктивных особенностей, невозможно установить тормоза с цепным приводом, так как задний переключатель требует наличия значительной свободной длины в нижней ветви цепи. Поэтому появились ободные тормоза. В них тормозные колодки прижимаются прямо к тормозным дорожкам на боковых поверхностях обода.
Для увеличения мощности торможения, исключения влияния загрязнения и неровности ободов, в последнее время стали применяться дисковые тормоза. Другим положительным эффектом их применения стало отсутствие изнашивания ободов в процессе торможения. На современных велосипедах для передачи усилия от управляющих рычагов к тормозам применяется как механический привод в виде цепи или тросика в оплетке, так и гидравлический в виде системы шлангов заполненных специальным маслом или тормозной жидкостью.

Тормоза, хоть их и "придумали трусы", бывают: клещевые, кантиле-верные, векторные (V-брейки), гидравлические ободные ("MAGURA"), роллерные, дисковые. Все, кроме роллерных и дисковых, воздействуют на обод колеса и носят поэтому гордое название "ободных". С них и начнем.




Конструкция ободных тормозов велосипеда

Трудно придумать конструкцию проще: V-брейки - это два параллельных рычага длиной 100-120 мм, стянутых с одной стороны тросиком. Имеют несколько простых регулировок. Тросик, стягивающий рычаги, абсолютно прямой, соответственно усилие передается полностью. Существует два типа V-брейков, с параллельным подведением колодок к ободу и с подведением по окружности. Фирма Shimano использует для этого чистой воды параллелограмм, a Avid конструкцию арочного типа. Хотя, разумеется, это тот же параллелограмм, но по-другому выглядящий.

Так как ход колодок у V-брейков мал - всего лишь 2-4мм, то данный конструктивный изыск не сказывается на работе и эффективности. Он способствует только более равномерному износу колодок, увеличению веса, цены и усложнению конструкции. Несколько дополнительных узлов трения в зоне, где вдоволь грязи песка и пыли, изнашиваются довольно быстро; характерный звон поезженных тормозов хорошо известен многим байкерам. Эффективность торможения у V-брейков, в первую очередь, зависит от жесткости тормозного рычага. Именно поэтому мощные, прочные тормоза Shimano XT и LX пользуются успехом в экстремальных видах, причем не благодаря, а, скорее вопреки механизму параллельного подведения колодок. "Правильно" настроенные V-брейки, вне зависимости от конструкции, запросто перекинут байк через руль или помогут передней шине оставить жирную черту на асфальте.

Клещевые тормоза велосипеда

Весьма давнишняя, но очень простая и отработанная конструкция, малый вес, простота настройки и ремонта, хорошая аэродинамика послужили их широкому распространению. Но появление МТБ подчеркнуло их недостатки: - слабое усилие прижима колодок; - низкая эффективность торможения, особенно, когда мокро и грязно; - слабое крепление (в одной точке); - перекос при торможении; - несовместимость с амортизационной вилкой; - кроме всего прочего, они легко забиваются грязью. Словом, если как следует разогнаться, то быстро и резко вам остановиться не получится. Качественно не изменило ситуацию и внедрение двухосевых систем, с увеличенным до 57 мм плечом. А посему они были вытеснены кантилеверами на шоссейные, туристические, дорожные, складные и детские велосипеды. На последних четырех типах они чаще всего использовались в качестве переднего тормоза и сейчас практически заменены V-брейками.

Тормоза V - брейк

Самыми массовыми сейчас являются тормоза векторного типа, или V-брейки. В 1997 году на нашем рынке они стремительно вытеснили кантилеверы, а с 2000 года успешно конкурируют с дисковыми тормозами, несмотря на самые пессимистические предсказания. Причины сего понятны: - простота; - эффективность; - низкий вес конструкции; - надежность; - удобство настройки.

Ободная гидравлика

Наиболее известны у нас тормоза фирмы "MAGURA". Их разработку можно считать попыткой выжать из ободных тормозов все и досуха. Устройство чисто гидравлическое: от тормозной ручки с поршнем идет гидролиния, на которой последовательно "висят" две машинки с тормозными колодками. Настройка, если внутри гидролиний нет посторонних частиц и воздушных пузырьков, большой сложностью не отличается.

Проблемы могут быть, если надо сменить тормозную жидкость или порванную гидролинию и заново прокачать тормоза. Тут без навыка и специального инструмента не обойтись. Даже в плохую погоду или зимой эти тормоза схватывают "насмерть", не провернешь, и поэтому очень ценятся, например, в триале.

Дисковые тормоза велосипеда

На много скоростных велосипедах с внешними переключателями передач, в силу их конструктивных особенностей, невозможно установить тормоза с цепным приводом, так как задний переключатель требует наличия значительной свободной длины в нижней ветви цепи. Поэтому появились ободные тормоза. В них тормозные колодки прижимаются прямо к тормозным дорожкам на боковых поверхностях обода. Для увеличения мощности торможения, исключения влияния загрязнения и неровности Ободов, в последнее время стали применяться дисковые тормоза. Другим положительным эффектом их применения стало отсутствие изнашивания Ободов в процессе торможения.

На современных велосипедах для передачи усилия от управляющих рычагов к тормозам применяется как механический привод в виде цепи или тросика в оплетке, так и гидравлический в виде системы шлангов заполненных специальным маслом или тормозной жидкостью.Тормоза этого типа известны давно и прекрасно себя зарекомендовали на автомобилях и мотоциклах. Идея дискового тормоза проста. На втулке колеса слева, рядом со спицами закреплен стальной диск. С помощью достаточно примитивного устройства к вращающемуся диску справа и слева прижимаются колодки. Чем сильнее прижаты колодки, тем больше сила торможения. Колодки из абразивного материала, как, положим, у "BMW", и в этой малости существенное отличие дискового тормоза от ободного.

Обода, кроме редких исключений, делают из алюминия, и конструкторам, приходится изощряться, подбирая для колодок "хитрые" композиции, которые не слишком сильно терли бы обод, но при этом хорошо тормозили. Жесткие абразивные колодки сотрут обод мгновенно, а стальной диск может работать годами. Стальные диски обычно имеют диаметр от 140 до 200 мм. На переднем колесе диски больше, на заднем - меньше.

На много скоростных велосипедах с внешними переключателями передач, в силу их конструктивных особенностей, невозможно установить тормоза с цепным приводом, так как задний переключатель требует наличия значительной свободной длины в нижней ветви цепи. Поэтому появились ободные тормоза. В них тормозные колодки прижимаются прямо к тормозным дорожкам на боковых поверхностях обода.

Для увеличения мощности торможения, исключения влияния загрязнения и неровности Ободов, в последнее время стали применяться дисковые тормоза. Другим положительным эффектом их применения стало отсутствие изнашивания Ободов в процессе торможения. На современных велосипедах для передачи усилия от управляющих рычагов к тормозам применяется как механический привод в виде цепи или тросика в оплетке, так и гидравлический в виде системы шлангов заполненных специальным маслом или тормозной жидкостью. Тормоза этого типа известны давно и прекрасно себя зарекомендовали на автомобилях и мотоциклах. Идея дискового тормоза проста. На втулке колеса слева, рядом со спицами закреплен стальной диск. С помощью достаточно примитивного устройства к вращающемуся диску справа и слева прижимаются колодки. Чем сильнее прижаты колодки, тем больше сила торможения. Колодки из абразивного материала, как, положим, у "BMW", и в этой малости существенное отличие дискового тормоза от ободного.

Устройство гидравлических тормозов очевидно. Управляющий цилиндр с поршнем размещен в тормозной ручке на руле. Силовой цилиндр (могут быть и два) приводит в действие тормозные колодки. Соединены они специальным высокопрочным рукавом. Вся система герметична и заполнена жидкостью (маслом). Для наглядности можно вспомнить ту же школьную программу по физике и описание гидравлического пресса. Один к одному. Чаще всего эти гидравлические системы (Г.С.) не имеют расширительного бачка, поэтому ремонт и замена масла требуют от байкера определенного навыка и, нередко, наличия специальных инструментов.

Конструкция механических тормозов (их еще называют "тросико-выми" или, точнее, "с тросиковым приводом") не сложнее. Как в обычном тормозе (V-брейк, кантилевер,...), трос тянет приводной рычаг на кали-псре, и простенький механизм прижимает тормозные колодки к диску. Механизмы не слишком разнообразны. Это или многозаходный ходовой винт, как в кран-буксе домашнего водопровода, или клин, или кулачек. Клин и кулачек - близкие родственники, только один перемещается, а другой поворачивается вокруг оси. Трос и колодки совершают движение в разных, взаимно перпендикулярных плоскостях, и другие решения сделали бы механику чрезмерно сложной.

Гибридные тормоза , исходя из названия, сочетают в себе принципы механического и гидравлического тормозов в одном флаконе. Трос, посредством рычага, воздействует на гидравлическую часть, целиком расположенную в корпусе тормоза и состоящую из двух цилиндров (управляющего и силового), и небольшого объема масла между ними. Гибридные тормоза по эксплуатационным характеристикам и надежности занимают промежуточное положение между первыми двумя типами. Следует оговориться, что "чистые" варианты встречаются чаще, чем гибридные. Различия от дисковых тормозов прямо следуют из их конструктивных особенностей.

Гидравлические системы, преимущества:

Эффективности и модуляции, так как усилие передается с помощью несжимаемой жидкости;
- имеют минимум трущихся поверхностей;
- отсутствуют люфты, соответственно легче регулировать и дозировать тормозное усилие;
- быстрее отводят колодки от диска при отпускании тормозной рукоятки;
- обеспечивают большую мощность тормоза.

Механические дисковые тормоза плюсы:

Меньше цена;
- больше надежность;
- простота ремонта и обслуживания, даже в полевых условиях;

Возможность сопряжения с любой стандартной тормозной ручкой. Рассмотрим "плюсы" и "минусы" дисковых тормозов.

В чем состоят "плюсы"?

Больший коэффициент трения между абразивом и стальным диском по сравнению с трением колодки об алюминиевый обод;
- независимость от погодных и дорожных условий;
- не забиваются грязью и снегом;
- "вечные" обода;
- больший срок службы абразивных колодок и дисков;
- большая мощность торможения;
- нормальная работа тормоза при повреждении обода;
- стальные диски, в отличие от алюминиевых ободов, не боятся сильного разогрева при торможении (важно в горных условиях и для даунхилла);
- большая точность дозирования тормозного усилия (модуляция);
- реализован принцип "отрегулировал и забыл".

Механические дисковые тормоза минусы:

Наличия люфтов;
- наличия трущихся поверхностей;
- упругости передаточных звеньев;
- повышенного износа.

Для примера: трос передающий усилие на задний тормоз, имеет большую длину, трется о рубашку, постепенно вытягивается, слегка пружинит, меняет длину в зависимости от температуры.

Какие "минусы" у дисковых тормозов?

В первую очередь - цена (хотя, постепенно цены снижаются);
- вес (у некоторых моделей);
- необходимы специальные втулки с креплениями для дисков и специальные узлы крепления тормоза на вилке и задних перьях байка, а если их нет, то надо ставить адаптеры;
- повышенные требования к торсионной жесткости амортизационной вилки (не всякую вилку рекомендуют использовать с дисковым тормозом);
- сложность установки, особенно ремонт тормозов для гидравлических систем;
- ограниченная ремонтопригодность в полевых условиях (в основном это касается гидравлических систем);
- большая нагрузка на спицевой набор колеса(дабы ее снизить, диаметр фланцев на втулках увеличивают);

Отредактировано: 24.12.2018

Тормоз - важнейшая деталь велосипеда, отвечающая за безопасность движения и поэтому проверять его необходимо перед каждой поездкой .

Велосипедные тормоза бывают разных типов:

Мы коротко расскажем обо всех этих типах тормозов, но отметим, что на велосипедах, продающихся в нашем магазине, установлены только 3 вида тормозов, как самые распространенные. Это - барабанные (ножные), ободные типа V-brake и механические дисковые.

Каждый из этих тормозов имеет свои плюсы и минусы и предназначен для вполне конкретных вариантов использования. Главная задача любого тормоза - остановить велосипед. И все они ее решают.

Очень сильно выбор тормоза зависит от двух основных причин:

  • режима эксплуатации велосипеда: где, как и когда Вы собираетесь ездить;
  • Вашего финансового положения.

Например, дисковые - самые дорогие, а вибрейковые - значительно дешевле. Конечно, если вопрос денег для Вас вообще не стоит, то дисковые гидравлические тормоза - очень хороший выбор. Но, честно говоря, и тут не все так однозначно - не все в нашей жизни решают деньги.

Итак, попробуем разобраться по-порядку.

Начнем со старых, добрых барабанных тормозов.

Барабанные тормоза

Тормоза этой конструкции используются в дорожных велосипедах уже не один десяток лет. Их конструкция проста и технологически давно отработана. Используются в основном в дорожных и городских велосипедах с одной передачей (в нашем магазине это городские велосипеды и ).

Принцип работы: тормозные колодки находятся внутри втулки заднего колеса и приводятся в действие при нажатии велосипедистом педали назад. Если тормоз установлен на переднем колесе, то он приводится в действие при нажатие на тормозную ручку, установленную на руле и тормозного тросика.

Практически всегда устанавливаются на и одно скоростных велосипедах. Иногда в сочетании с передним ручным V-brake тормозом. Это очень удачная и надежная комбинация, использующая преимущества их обоих и компенсирующая недостатки друг друга.

Устнавливают на передних и задних колесах, хотя чаще всего на задних колесах односкоростных велосипедов.

Ножные тормоза наиболее эффективны, когда педали находятся в горизонтальном положении и велосипедист начинает, слегка нажимая ногой, потихоньку притормаживать. Ну а если ситуация на дороге становится экстремальной - позволят остановить несущийся байк с минимальным тормозным путем.

Весь тормозной механизм находится внутри втулки заднего или переднего колеса. Обслуживания практически ни какого не нужно - служат весь срок жизни велосипеда. Не подвержены никаким погодным и механическим воздействиям, работают «и в дождь и в зной», в любой грязи и на любой «восьмерке», зимой и летом. Не боятся падений и ударов - именно поэтому идеально подходят для детских и подростковых моделей.

Есть у них и свои недостатки.

Для их установки нужны специальные втулки и на заднем колесе работают только на односкоростных велосипедах.

При вертикально расположенных педалях неудобно пользоваться. В результате приходится тратить драгоценные мгновения, чтобы привести их в действие. Иногда это критически важно. Хотя опытные велосипедисты при езде всегда держат педали либо горизонтально, либо одну выше другой, но не вертикально. Это дает возможность в нужный момент сразу начать тормозить или прибавить скорости.

Если цепь слетает со звездочки - тормоза уже не работают. Правда эту проблема, как и вертикально расположенные педали, решается установкой на переднее колесо дублирующих тормозов. Обычно это V-brake.

Иногда еще в качестве недостатков говорят, что они имеют больший вес, чем вибрейки, втулка и спицы испытывают при торможении более значительные нагрузки, чем на дисковых и вибрейках, а при длительном торможении сильно нагреваются. Однако, для городских и дорожных велосипедов, на которых устанавливают , это не имеет никакого решающего значения.

Принцип барабанных тормозов так же используется в , которые сочетают в себе возможность переключения передач и тормоз.

Ободные тормоза

Бывают нескольких видов и представлены на рисунке.

Идея работы. Тормозные колодки прижимаются к ободу колеса и тормозят велосипед.

Мы остановимся только на V-brake типе. Сейчас они наиболее распространенные и установлены на большинстве продаваемых в нашем магазине моделей.

Связано это с их хорошим тормозным усилием, малым весом, низкой ценой (очень простая конструкция), дешевизной и легкостью в обслуживании. Поменять тормозные колодки, подтянуть тросик можно где-угодно с помощью шестигранника.

Есть и у них свои недостатки. Самый основной - плохое торможение в мокрую погоду. Если проехать по глубокой луже или в дождь, то тормозные колодки работают хуже, не обеспечивая необходимое тормозное усилие. Хотя тут есть свои приемы - при проезде глубокой лужи тормоза сушат путём кратковременных нажатий на ручку тормоза.

Плохо работают если на колесе «восьмерка», или не правильно настроен зазор между ободом и колодкой. Необходимо время от времени подтягивать ослабевающий тросик.

При попадании на обод колеса песка или грязи он и колодки быстро изнашиваются. Вообще в грязи характеристики торможения резко ухудшаются. Хотя здесь есть нюансы. Первое, отнюдь не все велосипедисты ездят по большой грязи - слишком тяжелое это занятие. Второе. В грязи слишком быстро не поедешь и в тормозах большой необходимости нет. К тому же колесо в грязи вообще теряет контакт с поверхностью и тут уже никакой тормоз не поможет. Для того чтобы грязь не мешала торможению, ставят специальные колодки с грязе-отводящими канавками.

При максимальном усилии на тормоз штаны вилки и перья рамы подвергаются расширению, хотя для устранения этого недостатка устанавливают специальные коромысла, придающие дополнительную жесткость.

При длительном торможении нагреваются обода колес, что приводит к повреждению покрышек и быстрому износу колодок. Хотя колодки - это расходные материалы, стоят довольно дешево и, как уже упоминалось выше, довольно легко меняются.

Еще в качестве недостатка приводят мнение о том, что на колесе нельзя установить более широкие покрышки (шире чем 2,5 дюйма). По-моему, мнению - это уже надуманно. Можно подумать, что простой бюджетный велосипедист постоянно меняет себе покрышки. Какие стояли на велосипеде - те чаще всего и останутся на нем до конца срока службы.

Как видно из перечисленных выше недостатков большинство из них для среднего велосипедиста не играют принципиальной роли, так что - практически лучший выбор по цене и качеству работы для бюджетных велосипедов с переключением скоростей.

Интересное видео о настройке V-brake тормозов

Дисковые тормоза.

Пришли в велосипеды из мотоспорта и бывают двух видов - механические и гидравлические.

Идея работы проста дисковых механических тормозов. К прикрепленному ко втулке колеса стальному диску справа и слева прижимаются тормозные колодки с помощью специального механизма.

В механических тормозах усилие от ручки передается на колодки через тросик, именно такие продаются в нашем магазине. В гидравлических - с помощью несжимаемой тормозной жидкости, находящейся в шланге высокого давления. Гидравлические дисковые тормоза, хотя и являются в настоящее время самыми эффективными, стоят довольно дорого и в моделях, представленных в нашем магазине, не установлены.

Для горного велосипеда это самый эффективный тип тормозов. Работают, так же как и ножные барабанные тормоза, при любых температурах, им не страшны «восьмерки» на колесах, в них не попадает грязь и никак не страдают обода колес, так как при торможении нагревается ротор. Не требуют постоянных подстроек (особенно гидравлические), легко дозировать усилие кучкой тормоза. Еще одна «фишка» дисковых тормозов - быстрота срабатывания. Из-за короткого рычага ход ручки меньше чем на вибрейках. И не нужно жать ручку тормоза до упора. Да, тормозные колодки более износоустойчивые, хотя и дороже колодок для ободных тормозов.

Среди недостатков дисковых тормозов, прежде всего, хочется отметить их цену. Она значительно выше, чем у V-brake. Они тяжелее вибрейков и требуют повышенной жесткости амортизационной вилки. Сюда же относят и сложность замены колодок. Да, есть момент, если при смазке велосипеда вы случайно попали маслом на ротор и поехали - скорее всего, придется менять колодки, потому что они пропитаются маслом. Так что смазывайте внимательно, не капайте маслом.

С дисковыми тормозами нужно быть аккуратнее при транспортировке и хранении. Если погнется ротор - тормоз перестанет работать и вообще ехать на велосипеде будет проблематично. Выпрямить его очень сложно - нужно менять.

Так же при наличии заднего дискового тормоза - проблемно установить на велосипед багажник. Нужны багажники специальной конструкции.

Учтите вот еще что. Если Вы хотите сейчас купить велосипед с ободными тормозами, а потом проапгрейдить его до дисковых, то стоить это будет очень дорого, и не факт что вообще получится. Не на каждый велосипед с V-brake можно установить дисковый тормоз. Так что если хотите диски - лучше подкопите денег и сразу купите байк с .

Хочется остановиться еще на одном нюансе дисковых тормозов. Чем больше диаметр ротора, тем выше эффективность торможения . Как говорят они более "стоповее".

Загрузка...
Top