Герб дома романовых. Почему на родовом гербе Романовых изображен грифон? Связь с другими родами

«Герб Рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф , держащий золотые меч и тарч , увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные».

История герба

Герб составлен первым руководителем Гербового отделения Департамента Герольдии Б. В. Кёне в царствование императора Александра II . С момента прихода к власти (1613 год) династия Романовых пользовалась государственным гербом, то есть двуглавым орлом , как личным. Во второй половине XIX века императорская семья пожелала обзавестись собственным родовым гербом. Б. В. Кёне, взяв за основу романовское предание и рисунок на прапоре (хранившемся в Оружейной палате) боярина Н. И. Романова создаёт герб, который получил Высочайшее утверждение 8 декабря г. Б. В. Кёне заменил золотой цвет грифона с прапора на червлёный в серебряном поле в гербе.

Описание прапора Н. И. Романова

«Прапор середина тафта белая, вшит гриф тафта желтая, с мечом, в левой лапе держит клеймо, повыше клейма писан орлик чёрный, опушка вшита в червчатую тафту, тафта жёлтая. Откоски объярь черная, писаны главы львовы золотом и серебром, опушка тафта разных цветов».

Палаты бояр Романовых

Герб Романовых с изображением грифона был расположен на фасаде музея Палаты бояр Романовых , которые были превращены в музей при Александре II и претерпели «историческую» реставрацию в 1857-1858 гг. Реставрацию проводил академик архитектуры Фёдор Фёдорович Рихтер . Грифон находился над входной дверью северного фасада со стороны улицы Варварки. «В Советское время ниша была заделана, грифон снят и дальнейшая судьба этого памятника не известна. Во время реставрационных работ 1984-1991 гг. нишу раскрыли. Её предназначение выяснили в результате работы в архивах. Нашли ряд малоизвестных проектов Ф. Ф. Рихтера и фотографию 1913 года, на которой изображен император Николай II на фоне северного фасада палат, над входом хорошо виден грифон» .

В 2008 году потомки Ф. Ф. Рихтера - семья Черновых-Рихтеров и Пол Эдвард Куликовский , потомок сестры Николая II, финансово помогли реконструировать эти два рельефа с изображением геральдических грифонов на фасадах здания .

Герб Гольштейн-Готторп-Романовых

Соединённый герб Гольштейн-Готторп-Романовых входил в Большой Герб Российской империи .

Описание Родового Его Императорского Величества герба:

«Щит рассечённый.

  • Вправо - герб рода Романовых: в серебряном поле червлёный гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом, на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов, четыре золотые и четыре серебряные.
  • Влево - герб Шлезвиг-Голштинский: щит четверочастный с особою внизу оконечностью и малым в середине щитом.
    • В первой червлёной части - герб норвежский: золотой коронованный лев с серебряною алебардою,
    • во второй золотой части - герб шлезвигский: два лазуровые леопардные льва,
    • в третьей червлёной части - герб голштинский: пересечённый малый щит, серебряный и червлёный, вокруг оного серебряный, разрезанный на три части, лист крапивы и три серебряные гвоздя с концами к углам щита,
    • в четвёртой части - герб стормарнский: серебряный лебедь с чёрными лапами и золотою на шее короною,
    • в червлёной оконечности - герб дитмарсенский: золотой с поднятым мечом всадник на серебряном коне, покрытом чёрной тканью,
    • средний малый щит также рассечённый:
      • в правой половине герб ольденбургский - на золотом поле два червлёные пояса,
      • в левой - герб дельменгорстский - в лазуревом поле золотой, с острым внизу концом крест.

Этот малый щит увенчан велико-герцогскою короною…».

    Greater Coat of Arms of the Russian Empire 1700x1767 pix Igor Barbe 2006.jpg

    Большой герб Российской империи . Родовой герб расположен внизу

    Средний герб Российской Империи - герб Романовых.jpg

    Соединённый герб Гольштейн-Готторп-Романовых (фрагмент Большого герба Империи)

    RomanovsCoatRF.png

    Герб Романовых (бояр)

    Wappen Herzog zu Schleswig Holstein.jpg

    Герб Шлезвиг-Голштинский (Гольштейн-Готтропский)

    Crown of the Grand Duke of Luxembourg.svg

    Геральдическая корона великого герцогства Люксембургского, аналогичная использованной в этом гербе

Напишите отзыв о статье "Герб Романовых"

Литература

  • Таубе М. А. К истории герба дома Романовых // Гербовед. Июль. Спб., 1913.
  • Петров П. Н. Юрьевы-Романовы // / Н. Дубенюк. - М: Эксмо, 2009. - С. 201. - 576 с. - (Российская императорская библиотека). - 4000 экз. - ISBN 978-5-699-33485-8 . .

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Герб Романовых

Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.
Поздно вечером четыре возка Ростовых въехали во двор Марьи Дмитриевны в старой Конюшенной. Марья Дмитриевна жила одна. Дочь свою она уже выдала замуж. Сыновья ее все были на службе.
Она держалась всё так же прямо, говорила также прямо, громко и решительно всем свое мнение, и всем своим существом как будто упрекала других людей за всякие слабости, страсти и увлечения, которых возможности она не признавала. С раннего утра в куцавейке, она занималась домашним хозяйством, потом ездила: по праздникам к обедни и от обедни в остроги и тюрьмы, где у нее бывали дела, о которых она никому не говорила, а по будням, одевшись, дома принимала просителей разных сословий, которые каждый день приходили к ней, и потом обедала; за обедом сытным и вкусным всегда бывало человека три четыре гостей, после обеда делала партию в бостон; на ночь заставляла себе читать газеты и новые книги, а сама вязала. Редко она делала исключения для выездов, и ежели выезжала, то ездила только к самым важным лицам в городе.

Титул князей Романовских (древний, но пресекшийся род русского дворянства) был дан детям от брака дочери Николая I Марии Николаевны и герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Дети Марии Николаевны c нисходящим мужским потомством имели титул Императорских высочеств, Остальные внуки - высочеств и светлостей.

ПСЗ. т. XXXII, №31720: "§13. Большой герб Их Императорских Высочеств, Князей Романовских, есть золотой двоеглавый Российский орёл, имеющий на груди щит четверочастный с малым в средине щитом. В первой и четвертой частях, серебряных, лазуревый пояс. Во второй части зеленой, серебряные меч, эфес золотой, верх меча окружен шестью золотыми звездами. в третьей части, на серебряном поле черный пояс; над ним три черные птицы. В малом щите, на золотом поле, червленый, увенчанный червленою же короною, вензель Государя Императора Николая I (НI); на щите Герцогская корона. Главный щит увенчан шлемом Святого Великого Князя Александра Невского; вокруг цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, намет золотой и черный; щитодержатели два золотые грифа, с червлеными глазами и языками. Вместо Императорской сени, золотая мантия, усеянная Российскими двоеглавыми орлами, подложенная горностаем; над нею Императорская корона".
"§14. Малый герб Их Императорских Высочеств, Князей Романовских, есть тот же, как их большой герб, только без щитодержателей и мантии. Нашлемник есть возникающий двоеглавый Российский орёл, имеющий на груди золотой щит с червленым, под такою же короной вензель Государя Императора Николая I (НI)".

Приветствуем всех любителей французского языка и истории Франции! Сегодня мы поговорим на тему французских династий и их гербов.

Как Меровинги превратили Галлию во Францию? Что дали Франции короли из династии Каролингов и Капетингов? Как Валуа продолжили дело своих предшественников? Каким образом династия Бурбонов укрепила статус Франции среди других мировых держав? Какие гербы сопровождали королей на протяжении всей истории Франции?

Оставайтесь с нами, друзья, и вы узнаете, как короли заботились о своей стране, и какой была Франция при той или иной династии.

Меровингов можно назвать легендарной династией. Потому что истории о них окутаны тайнами и интересными, фантастическими историями. Меровинги происходят из франкских племен, от их легендарного предка Меровея. Главная сила этих королей заключалась в их длинных волосах. Это было и их отличительной чертой. Меровинги носили длинные волосы, и, Боже упаси! – не стригли их!

Франки верили, что у Меровингов есть сакрально-магическая сила, которая заключалась в длинных волосах и выражалась в «королевском счастье», олицетворявшем в себе благополучие всего франкского народа. Такая причёска отличала и отделяла монарха от подданных, носивших короткие стрижки, популярные в римскую эпоху и считавшиеся признаком низкого положения. Отсечение волос было тяжелейшим оскорблением для короля династии Меровингов. Кроме того, это означало потерю прав на обладание властью.

Первые короли Меровинги управляли государством согласно модели старой Римской империи. Под властью потомков Меровея королевство франков процветало. Во многих смыслах его можно сравнить с высокой цивилизацией Византии. Главным образом, светская грамотность при этих королях была более распространенной, чем спустя пять столетий. Грамотными были даже короли, если учитывать грубых, необразованных и неученых монархов Средневековья. Король Хлодвиг

Среди Меровингов стоит отметить особым вниманием Хлодвига I. Этот король отличался не только суровостью правления, но и мудростью поступков. Он принял христианство и крестился, его примеру последовали и остальные франки.

Династии Меровингов французская монархия обязана Салической правдой (автором которой по легенде является сам Меровей) – это был свод законов, по которым осуществлялось управление страны. Один из примечательных пунктов – править страной могут только мужчины. В XIV веке, когда возникнет вопрос о передаче престола Франции женщине, на свет Божий извлекут Салическую правду и укажут на закон о престолонаследии. Коннетабль Гоше де Шатийон произнесет знаменитую фразу, которая войдет в историю: «Негоже лилиям прясть!» И действительно, женщины во Франции не правили никогда (разве что, временно, в качестве регента).

Меровинги правили достаточно долго – с 481 по 751 год, то есть с конца V до середины VIII века.

Эмблемой или гербом Меровингов была лилия. В далёком V веке король Хлодвиг будучи ещё язычником, вместе со своим войском попал в западню между рекой Рейн и войском готов. От неминуемого поражения его спас жёлтый болотный ирис. Хлодвиг заметил, что заросли жёлтого ириса тянутся почти до противоположного берега, — а ирис растёт только на мелководье, — и король рискнул перейти реку вброд. Он одержал победу и в благодарность за спасение сделал этот золотой ирис своей эмблемой. Позже это изображение трансформировалось в лилию и стало называться Fleur-de-lys. Существует версия, что изображение лилии – это вариация пчелы, изображенной на раннем гербе Меровингов.
Королевская лилия

Les Carolingiens – Каролинги – Каролингская империя

Последние Меровинги спустили свою власть на своих мажордомов (что-то типа домоправителей). Но надо отдать им должное – они умели выбирать прекрасных мажордомов! Здесь стоит отметить славного Карла Мартелла, одержавшего ряд значительных побед в сражениях с врагами, а также Пипина Короткого, который впоследствии стал королем франков. Пипин Короткий

На собрании знатных франков в Суассоне Пипин спросил их: кто имеет право быть королем – тот, кто лишь номинально сидит на троне или тот, у кого в руках находится реальная власть? Франки склонились в сторону Пипина. Как видите, все честно. Последний Меровинг Хильдерик III был отправлен в монастырь, а Пипин стал королем. Он объединил всю Францию, от Ла-Манша до Средиземного моря (до этого при Меровингах она была разделена на несколько территорий). Пипин по праву может считаться основателем новой династии Каролингов.

Самой знаковой фигурой этой династии считается Карл Великий или Шарлемань, одержавший ряд значительных для франкского государства побед и основавший обширную империю, включавшую в себя территории Франции, Германии, Италии. Карл не только воевал, но и образовывал свою страну (смотрите на нашем сайте Каролингское возрождение). Орифламма — золотое пламя

Сыну Карла Людовику Благочестивому еще удалось удержать империю в ее границах, а вот внуки его уже разделили ее и правили отдельно.

Правление династии Каролингов прошло под знаком борьбы с норманнами. Норманны были северными племенами викингов. Каролинги усиленно отражали их набеги, то терпя поражение, то побеждая, пока, наконец, в IX веке королю Карлу III это все не надоело. Карл понимает, что просто так от норманнов не отделаться, если не принять окончательное решение. Он заключает союз с вождем норманнов Роллоном о том, что они прекращают свои набеги на Францию. Взамен на спокойствие Карлу пришлось выдать свою дочь замуж за Роллона и отдать норманнам северную территорию, которая потом будет называться Нормандией. А что поделать – это политика.

В гербе Каролингов также преобладала королевская лилия, но Карл Великий ходил в военные походы с орифламмой – специальная хоругвь с изображением золотого солнца на красном поле. Это был своеобразный штандарт, который впоследствии присутствовал и в сражениях других французских королей.

Les Capétiens — Капетинги – самая долгая династия

Герб династии Капетингов

Почему? Да потому, что Валуа и Бурбоны – это ветви династии Капетингов, все они происходят от Гуго Капета, основоположника династии.

Пожалуй, именно у династии Капетингов самые яркие представители королевской власти по уму, мудрости, таланту правления и достижениям. Здесь стоит отметить таких королей, как сам Гуго Капет, начавший развитие Парижа. Филипп II Август, Людовик IX Святой, Филипп III, Филипп IV Красивый, которые консолидировали государство, присоединили к Франции значительные территории, укрепили власть, развивали образование и культуру. Именно при Филиппе II Франция вернула свои территории, провинции Гиэнь и Аквитания, которые, находясь на территории Франции, принадлежали Англии.

Гербом Капетингов были три золотые Лилии на синем поле. Можно сказать, что именно при Капетингах лилия окончательно утверждается, как герб Франции.

Les Valois – Валуа – потомки Капетов

К сожалению, правление династии Валуа началось с трагических страниц Столетней войны. Эдуард III Английский написал письмо французскому королю Филиппу VI (первому королю из Валуа), в котором высказывал свои претензии на французский престол, будучи внуком Филиппа IV Красивого. К тому же, английским королям не давали покоя Гиэнь и Аквитания, когда-то принадлежавшие Англии. Само собой, это возмутило короля Франции. Никто не собирался уступать трон чужеземцу. Так началась Столетняя война, история которой обернулась для Франции настоящей трагедией.

К сожалению, Франция одерживала поражение за поражением, и если бы не Жанна д‘Арк, то неизвестно, чем бы все закончилось. Герб династии Валуа

Стоит сказать несколько слов о короле Карле V Мудром, который во время войны сумел навести порядок в стране, умудрился снизить налоги (это в то страшное военное время!), собрать и сохранить мощнейшую библиотеку по тем временам и вообще, нормализовать ситуацию в государстве. Кроме этого, он укрепил Париж, построив в нем Бастилию, а также ввел официальный герб Парижа. Славный Карл V Мудрый!

В династии Валуа много достойных правителей: это и Людовик XI, сумевший навести порядок и развить Францию после Столетней войны; это и Франциск I, значительно повысивший уровень культуры и науки в государстве.

Герб королей династии Валуа – все те же лилии, но не три, как при Капетингах, а множество лилий, усеявших синее поле.

Les Bourbons – Бурбоны – последние короли Франции

Династия Бурбонов также происходит от Капетингов и является родственниками династии Валуа. Первый представитель – король Генрих IV или Генрих Великий, деяния которого вошли в историю. Он прекратил религиозные распри между католиками и протестантами, значительно улучшил жизнь крестьян, провел множество нужных и полезных реформ в государстве. К сожалению, хороших правителей часто убивают, так и случилось с этим королем. Его убил католический фанатик Равальяк.

Среди Бурбонов выделяется Le Roi-Soleil – Людовик XIV, при котором Франция и французская монархия достигли своего апогея в развитии и в блистательном выделении на фоне других европейских держав.

Людовик XVI или Людовик Последний, поистине добрый король, который был настоящим отцом своему народу, закончил свои дни на гильотине, где он сложил голову за страну и народ.

Герб Бурбонов – те же золотые лилии, но уже на белом поле (белый – цвет французской монархии), только все гораздо величественнее, чем на предыдущих гербах королей.
Герб династии Бурбонов

Французской монархии уже давно нет, но золотая королевская лилия прошла через все перипетии истории и сохранилась на гербах многих городов и провинций.

Герб для дворянина – это как мундир для военнослужащего. Человеку, имеющему отношение к военной службе, достаточно взглянуть на мундир и сразу станут понятны воинское звание, род войск, или даже подразделение. Какое учебное заведение окончил, чем награжден, был ли ранен, сколько раз прыгал с парашютом и многое другое. И это не только демонстрация заслуг, обозначение заслуг владельца мундира, но и четкое, однозначное обозначение его места в воинской иерархии. С первого взгляда становится понятно, кто здесь главный и формируется система управления. Вот почему так внимательно относятся в армии к форме одежды, строго преследуя за её нарушения. Так и в геральдике. Герб владельца несет в себе массу информации о владельце и именно поэтому существует такая дисциплина как геральдика, которая не столько изучает художественные достоинства гербов (а многие из них представляют собой художественную ценность), сколько формирует жесткие правила оформления гербов.
Именно с точки зрения понимания геральдики как точной науки, чьей задачей является семиотическое (знаковое) оформление статуса владельца герба, его места в дворянской иерархии я и заинтересовался гербом Российской Императорской династии (Романовых). Сразу оговорюсь. Я не специалист и кому-то моя статья покажется дилетантской, а заданные вопросы наивными. Поэтому я предлагаю рассматривать данный материал как приглашение к разговору и буду признателен, если специалист по геральдике выскажет свое мнение, четко и однозначно расшифровав родовой герб правившей в России династии.
Начнем с описания:
«Герб Рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные».
- «ПСЗ. Т.32. 1857. № 31720»
Это точное воспроизведение утвержденного Александром Вторым описания, официальный документ, поэтому сразу вызвало вопросы выражение «оторванные львиные головы». Почему авторы описания не ограничились упоминанием, что головы изображены, а уточнили, что они отделены от туловищ и не просто отделены, а грубым варварским способом? Лев всегда был символом власти, воинской доблести. Поэтому голове носителя власти более «прилично» быть отсеченной на плахе или в бою. А тут «оторванные».
Что означает в принципе наличие мертвых львиных голов? Погибшие насильственной неблагородной смертью представители рода? Или наоборот поверженные враги, которые, по мнению владельца герба, благородной смерти не заслуживали? Почему их восемь? Почему четыре из них золотые, а четыре – серебряные? Есть красивая гипотеза, что это убитые Российские императоры и наследники. Но не сходится. На момент создания герба погибших императоров было трое: Петр Третий, Павел Первый, Иван Шестой. Был еще кто-то, о ком широкой публике не известно? Что с наследниками, вообще не понятно.
Теперь грифон. Он символизирует власть, могущество, быстроту и силу. Сочетает в себе признаки двух царственных животных: орла – царя птиц и льва – царя зверей. Теоретически этот зверь должен символизировать власть над властителями. Но тогда откуда этот знак на гербе не самых титулованных и родовитых, до воцарения, дворян? Достоверно известно, что грифона использовал, например, Никита Иванович Романов на своем прапоре, изображение грифона имеется на Палатах бояр Романовых, что на Варварке.
Почему на гербе изображен черный одноглавый орел, который исторически ассоциируется с Пруссией? Отношения с Пруссией у России всегда были далеки от идеальных. Стоило ли помещать на герб Российских императоров этот заведомый для многих раздражитель?
Теперь о времени создания герба. До середины XIX века Российские императоры прекрасно обходились без собственного герба. Почему вдруг озаботились? Петр Первый, переняв многое из Европы, не удосужился обеспечить гербом собственную династию. Павел Первый учредил «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», но о собственной фамилии также не вспомнил. Зато буквально сразу после смерти Николая Первого (в 1855-м) герб разработали и утвердили. Рискну предположить, что по действовавшим геральдическим правилам Романовым полагался герб с низким статусом, неприличный для статуса императора. Как неприлично командующему армией носить знаки различия майора. Может быть, из этих соображений и Петр и Павел решили, что лучше никакой, чем такой?
Почему на гербе Российских императоров отсутствуют русские, российские символы, например православный крест или тот же двуглавый орел?
Наверное, все мои вопросы имеют простые ответы, и квалифицированный геральдист просто и доходчиво расшифрует герб династии, правившей в России на протяжении 300 лет.

Династическая ситуация в Российском императорском доме не простая, но чтобы не усложнять, мы будем называть их Романовыми, по фамилии первого носителя императорского титула и простоты.
Вспомним, что дворянам в средние века отсекали голову, это считалось благородным видом казни.
Представитель Брауншвейгской ветви Романовых, правнук Ивана V. Родился в 1740-м, царствовал в младенчестве (1740-1741) при регентстве Бирона, а потом своей матери Анны Леопольдовны. Свергнут Елизаветой, убит во время заговора поручика Мировича в 1764-м.

Оригинал статьи находится здесь.

Герб Дома Романовых. Описание герба:

" червлёный (красный) грифон в серебряном поле , держит в когтях золотые щит и меч.

На чёрной (траурной) кайме изображены 4 золотые и 4 серебряные львиные головы.

Грифон - фантастическое, мифическое существо полуорёл-полулев с длинным змеиным хвостом. Если лев - царь зверей, орёл - царь птиц, то грифон царствует над всем, являясь самым могущественным и опасным существом не только для животных, и для человека.

(Более подробно о грифоне -Грифон. Образ. Символика. Энциклопедия Знаки и символы).

А мы посмотрим, чьи царственые головы символизируют мёртвые львиные головы на гербе Дома Романовых.

Золотые львиные головы.

Пётр III - внук Петра I, сын дочери Петра Анны, муж Екатерины II. Убит заговорщиками гвардейской артиллерии во главе с братьями Орловыми.

Император Павел I, сын Петра III и Екатерины II убит заговорщиками, во главе которых стоял генерал-губернатор Петербурга граф Пален.

Император Александр II. Убит в 1881 году революционерами-террористами.

Император Николай II. В 1918 году император и вся его семья были расстреляны большевиками.

Серебряныые львиные головы. (Рангом ниже)

Алексей - сын Николая II, наследник-цесаревич. Расстрелян большевиками в 1918 году.

Иоанн Антонович (внук Иоанна, брата Петра I).Родился 1740 г. Время правления 1940-1764, правил за него Бирон. Врезультате дворцового переворота к власти пришла Елизавета, дочь Петра I. Иоанн был отстранён от власти и в 1764 году убит во время мятежного заговора подпоручика Мировича.

Алексей Петрович - старший сын Петра I, потенциальный наследник престола, казнён в Петропавловской крепости в 1718 г.

Двое детей от супруги Шарлотты Софии умерли своей смертью. Сама супруга скончалась в возрасте 21 год. После её смерти Алексей решил получить от отца разрешение жениться на простолюдинке Евфросинье, которая ждала от него ребёнка.(Возможно, это была четвёртая серебреная голова льва)

/>/>/>/>/>/>/>

Две невестки Петра Великого (София-Шарлотта и Ефросинья)

26 июня 1718 года царевича Алексея не стало. О дальнейшей судьбе Ефросиньи и ее ребенка ничего не известно. Но если бы у нее хватило ума помолчать - вполне могла когда-нибудь оказаться на престоле российском, и не было бы кровавого царствования Анны Иоанновны, убийства внучатого племянника Петра - Петра Третьего и прочих событий... (Подробнее в этой статье)

Светлана Марлинская.


Загрузка...
Top